Впечатляющие работы чемпиона мира по карвингу Даниэля Баррези

Еда, помимо пропитания, способна завораживать, восхищать и вдохновлять. В руках таких художников, как Даниэль Баррези (Daniele Barresi), она выходит за рамки своей обычной кулинарной функции, становясь средством для сложного мастерства и творческого самовыражения.


Будучи чемпионом мира по карвингу, Баррези превратил эту вековую традицию в завораживающую форму искусства, оставляя зрителей в восторге от своего таланта и видения.


Родившись в скромной Италии, Баррези обнаружил свою страсть к карвингу в юном возрасте. Его путь начался с традиционных материалов для резьбы, таких как дерево и мыло, прежде чем он наткнулся на уникальный холст из фруктов и овощей.























Источник: billionnews.ru
Поделись
с друзьями!
65
0
3
15 часов

Никаких фруктов и морфий на ночь: дикие советы по воспитанию детей викторианской эпохи

Угадайте, что общего между воспитанием детей в наше время и в викторианскую эпоху? Вы в жизни не догадаетесь, но нас с Британией позапрошлого века роднит огромное количество дурацких советов для родителей от «авторитетных экспертов».

Если сейчас мамы, папы и бабушки черпают мудрость из интернетов, то раньше советы издавались в книгах, которые были нарасхват. Мы собрали самые экзотические рекомендации, которые, по мнению английских ученых викторианской эпохи, помогают вырастить здорового и умного ребенка.


Здоровое питание по-викториански


В 19 веке, как и сейчас, родителям рекомендовали уделять особое внимание питанию детей. Ученые того времени не без основания считали, что ошибки в рационе ребенка приводят к несварению желудка, кишечным коликам и прочим напастям. Вот только среди нежелательных для детей продуктов оказались совсем уж неожиданные.


Популярный «Учебник гигиены Джорджа Генри Роэ», изданный в Лондоне в 1890 году, утверждал, что детям категорически противопоказаны конфеты, пироги, варенье и соленые огурцы. С этим трудно спорить, но не спешите хвалить автора. В этот список, неожиданно, попали орехи и, внимание, все фрукты. Нет, мы не ошиблись — родителям рекомендуют следить за тем, чтобы малыши не наелись абрикосов, персиков, слив, изюма и вишни с черешнями. Но что предлагает сэр Джордж Роэ в качестве полноценного здорового питания?

Все просто — в небольшой список полезных для детей продуктов попали овсяная и перловая каша, хлеб и отварной картофель. Детям викторианской эпохи не позавидуешь. Кроме всего прочего, авторитетный специалист утверждал, что пищу нельзя употреблять ни горячей, ни холодной. Все что дают ребенку должно быть слегка теплым. Перекусы в те суровые времена не приветствовались, но родителям разрешалось дать чаду, в виде исключения, кусочек сухого хлеба.

Запрет на зеленое


Одним из важнейших столпов детского и подросткового питания в викторианскую эпоху был запрет на все зеленое. Лидия Мария Чайлдс в своем справочнике от 1831 года «Книга матерей» заявляет, что когда у ребенка прорезаются зубы, ему категорически запрещено давать пищу и напитки зеленого цвета.


Другой эксперт по имени Пай Генри Шавасс утверждает, что детям вообще нельзя давать что-либо, «содержащее зеленые и желтые пигменты». Под запретом оказался даже зеленый чай! Шавасс уверял, что зеленый чай заставляет людей нервничать и это особенно опасно для неокрепшей юной психики. Сейчас нам известно, что в зеленом чае содержится много кофеина, имеющего возбуждающее свойство, так что доля истины в словах ученого есть, но больно уж он сгущал краски.

Если разобраться, то совет избегать всего зеленого в детском питании хоть и выглядит глупо, но в 19 веке имел некоторый смысл. Избегать зеленого означало не только убрать из рациона огурцы и шпинат, но и исключить пищу, искусственно окрашенную в зеленый и его оттенки.

Хорошо известно, что в 18-19 веках для получения красивого зеленого цвета нередко использовали мышьяк. Этим токсичным веществом могли окрашивать что угодно, от обоев и бальных платьев до лепестков искусственных цветов. Если у взрослых не принято тянуть в рот все подряд, то у детей с этим во все времена были проблемы. Запрет на зеленое в пище вполне мог быть направлен на выработку осторожного отношения к ярко-зеленым предметам, содержащим яд.

Все есть яд, и все есть лекарство


С одной стороны, подрастающее поколение британцев старались оградить от пагубного воздействия мышьяка, а с другой стороны, прописывали в виде лекарств не менее опасные яды. Вполне невинным средством считали «успокаивающий сироп» для младенцев у которых прорезаются зубы. Эффект этого средства был очевиден, так как в его основе лежал в лучшем случае спирт, а в худшем — самые настоящие наркотики из группы опиатов.


Бывало и так, что в одном лекарственном средстве встречалось и то и другое. Примером такого детского препарата можно считать очень востребованный во второй половине 19 века «Сироп миссис Уинслоу», в составе которого было всего лишь два компонента — спирт и морфий. Создательница сиропа обещала, что он не только упокоит ребенка, но и остановит диарею.

Это было очень популярное у родителей средство, о чем говорят объемы его продаж. В Королевстве и его колониях за год реализовывалось по полмиллиона флаконов чудодейственного сиропа Уинслоу. Очень популярным ингредиентом лекарств для наружного и внутреннего применения в 19 веке была ртуть. В сборнике «Домашняя книга здоровья и медицины» 1834 года некий доктор Уильям Хорнер предлагал использовать ртуть при десятках различных недугов.


Нужно отдать этому человеку должное, он без устали предупреждал читателей о том, чтобы они были максимально осторожны с коварным металлом и не превышали дозировки. При этом Хорнер без малейших сомнений советовал использовать мазь из ртути для выведения у детей веснушек. Самым популярным болеутоляющим средством викторианской эпохи, в том числе прописываемым детям, был опиум.

Его без рецепта продавали в любой аптеке и родители без колебаний использовали его для того, чтобы сбить у ребенка высокую температуру или успокоить кричащего младенца. Выпускались на основе опиума и брендовые лекарства. Одним из самых известным можно считать «Эликсир опиума доктора МакМанна». Его прописывали и взрослым, и детям, чтобы устранить «боль и раздражение, нервное возбуждение и различные болезненные состояния тела и разума». В общем, практически панацея.

Никакого чтения — только грязь, только хардкор



В наши дни многие родители не могут заставить своих детей читать, а вот в викторианскую эпоху все было совсем иначе. В книгах по педагогике родителям настоятельно рекомендовали ограничивать своих отпрысков в чтении книг. Ученые того времени на полном серьезе считали, что литература может негативно отразиться на неокрепшем мозге ребенка.


Педагог Уильям Джонс в своем научном труде «Письма наставника своим ученикам» заявлял, что нужно изымать у молодого поколения все, кроме учебников. По его мнению, художественная литература — это «корень слабости человеческого разума».

Девушкам не советовали читать романтические книги, так как они могли создать у неопытной особы превратное представление об окружающем мире и людях. Но если детям было противопоказано чтение, то чем их можно было занять полезным и интересным? На эту тему у авторов книг с советами была уйма рекомендаций. Например, в одном из справочников для родителей предлагалось дать мальчикам кучу земли, чтобы те могли делать «пирожки с грязью».


Считалось, что, покупая игрушки, взрослые балуют детей, поэтому лучше всего было изготавливать их своими руками. Уже упоминавшаяся нами Лидия Мария Чайлдс советует вырезать девочкам кукол из бумаги или изготавливать их из папье-маше. В принципе, не самый плохой совет с точки зрения развития у ребенка творческой мысли и навыков работы своими руками.

Наказания


Там где говорят о воспитании детей, рано или поздно упомянут и наказания. Подавляющее количество авторов викторианской эпохи приветствуют телесные экзекуции и, судя по рассуждениям на эту тему, хорошо знают в них толк. В книге 1884 года «Несколько советов матерям о том, как вести себя с детьми» говорилось, что не стоит идти на поводу у моды и что по-прежнему самыми лучшим детским наказанием остается бичевание тонкой, мягкой, старой кожей или домашними тапочками.


При этом автор оговаривается, что в процессе наказания стоит убедиться в том, что удары не попадают по лицу или по ушам ребенка.

А вот Орсон Сквайр Фаулер в своей работе «Самокультура и совершенство характера: включая управление молодежью» отмечает, что порка — это непедагогично и авторитетно советует родителям окатывать детей ледяной водой или погружать в холодную ванну. Таким образом, считал Фаулер, можно урезонить самых распоясавшихся шалунов.

Теперь вы понимаете, что воспитательные моменты, применявшиеся в свое время к вам родителями, были вполне гуманными. Вас наверняка не кормили опиатами и ртутью, не отбирали фрукты и не окатывали чуть что холодной водой.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
61
0
2
15 часов

Интересные факты о радуге

Люди уже давно знают, что именно из себя представляет радуга. Но это не делает ее менее прекрасной или захватывающей! Пусть мы и знаем, что на самом деле радужные переливы в небесах вызваны преломлением лучей света в насыщенном водяными капельками воздухе, в них всё равно есть что-то сказочное.


Факты о радуге


1. С технической точки зрения радуга возникает, когда свет проходит через капельки воды в атмосфере, и преломление света приводит к привычному всем нам виду изогнутой арки разных цветов.

2. В Болгарии некоторые люди верят, что, если беременной женщине пройти под радужной аркой, можно изменить пол будущего ребенка. Женщины, которые часто рожали детей одного пола, в прошлом часто пытались прибегнуть к этому способу.


3. Один из необычных фактов этого явления природы – перевернутая радуга. Встречается она чрезвычайно редко, и появляется лишь при выполнении ряда условий. На высоте не менее 8 км должна быть тоненькая прослойка воздушных облаков, состоящих из миллионов кристаллов льда. А солнечный свет должен падать под таким углом, чтобы разделиться на своеобразный спектр, который отразится в атмосфере «вверх ногами». При этом и оттенки перевернутой радуги отобразятся в обратном порядке: красный снизу, а фиолетовый сверху.

4. В русской культуре общепринято считать, что в состав радуги входят семь основных цветов.

5. Первым, кто описал все цвета радуги, которые мы знаем сегодня, был Исаак Ньютон. Первоначально, Исаак Ньютон обозначил пять основных цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый. Однако позже, в виду своего оккультного убеждения, он повысил количество цветов до семи, что соответствует количеству нот в музыкальной гамме и количеству дней в неделе (интересные факты об Исааке Ньютоне).

6. На самом деле, радуга — это полный замкнутый круг. Она выглядит как полукруг, потому что человек видит радугу с земли. А вот из самолёта можно увидеть её, как круг.

7. Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую, радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, которая образована светом, отражённым в каплях два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный. Небо между двумя радугами обычно заметно более тёмное, и эту область называют полосой Александра. Своё наименование она получила по имени древнегреческого философа Александра Афродисийского, впервые описавшего её в 200 году нашей эры.


8. Огненная радуга возникает, когда движение на огромной высоте перистых облаков состоит не из водных капель, а из ледяных кристаллов. Это приводит к необыкновенной игре света и создает это изумительное природное явление. Чем ближе находится наблюдатель к земным полюсам, тем меньше шансов увидеть необыкновенную огненную радугу. А зимой наблюдать её вообще невозможно.

9. Люди давно уже научились создавать радуги искусственно. Всё, что для этого нужно – распыление в воздухе воды плюс правильное освещение.

10. Первую теорию радуги сформулировал в 1637 году французский философ и математик Рене Декарт (интересные факты о Декарте).

11. В очень редких природных случаях это природное явление можно наблюдать ночью, в лунном свете.

12. Чаще всего радуга возникает утром и вечером. Чтобы она смогла сформироваться, солнечный свет должен попасть в дождевую каплю под углом примерно 42 градуса. Поэтому в полдень увидеть её почти невозможно.

13. Чем ярче свет, тем насыщеннее радужные цвета.


14. Древние греки верили, что радуга – это мост между землёй и небесами.

15. Отраженный свет, который преломляется от одной капли, отражается от другой под другим углом. А так как на одном месте не могут стоять несколько человек одновременно, то получается, что каждый из нас видит свою собственную радугу, даже если мы стоим рядом и смотрим на одну точку.

16. Не все радуги являются многоцветными, встречаются и монохромные, то есть одноцветные. Чаще всего монохромная радуга представлена в виде красной дуги, но иногда она бывает и белой.

17. Учёные утверждают, что это природное явление встречается не только на Земле, но и на Титане, спутнике Сатурна (интересные факты о Титане).


18. Со стороны внутреннего края иногда бывают видны вторичные цветовые дуги, примыкающие к главной радуге.

19. К радуге невозможно не только прикоснуться, но и приблизиться. Если попытаться к ней подойти, по мере приближения она просто постепенно перестанет быть видимой для наблюдателя.

20. Появление тройной радуги в естественных условиях случается чрезвычайно редко. Считается, что за последние несколько столетий лет было только пять научных сообщений о наблюдении данного феномена.

21. 5 апреля 2016 года Королевский монетный двор Канады открыл продажи новой коллекционной монеты из серебра номиналом 20$, на которой изображена радуга на грозовом небе в штормовой день, а также сельский пейзаж. Монета вышла в рамках серии «Погодные явления».
В лабораторных условиях удаётся получать радуги гораздо более высоких порядков. В печати была информация, что используя лазерное излучение, удалось получить радугу двухсотого порядка, то есть двести радуг, “вложенных” одна в другую.

22. Радуга выше в небе, когда солнце находится ниже в небе, и наоборот.


23. Зимой эти природные явления довольно редки, потому что капли воды замерзают и выпадают на землю в виде осадков. Соответственно, в воздухе остаётся недостаточно влаги для формирования этого оптического явления.

24. Самая долго наблюдаемая радуга была замечена над Шеффилдом в Великобритании 14 марта 1994 года, она оставалась на небе с 9 утра до 3 часов дня.

25. Радуги чаще встречаются вблизи водопадов и в тропических регионах Земли, там, где воздух больше насыщен влагой (интересные факты о водопадах).

26. На самом деле радуга состоит из более чем миллиона оттенков, включая цвета, которые человеческий глаз неспособен различить.

27. Изображение радуги присутствует на логотипах, гербах и флагах общественных и политических организаций, движений и даже стран.


28. В древнегреческой мифологии радуга — это дорога Ириды, посланницы между мирами богов и людей. Сама Ирида изображалась с крыльями и кадуцеем.

29. Благодаря применению специальных методов фотосъёмки и последующей обработки полученных фотографий удаётся зарегистрировать радуги четвёртого, пятого и даже, как предполагается, седьмого порядков. Просто специальное оборудование способно различать цвета, которые мы невооружённым взглядом увидеть не можем.
Поделись
с друзьями!
68
0
16 часов

Художник рисует при помощи лупы и солнечного света

На Реддите нашли филиппинского художника Джордана Манг-осана, который рисует свои картины при помощи лишь холста, лупы и солнечного света. Многие из вас с помощью кисти или ручки такого никогда не добьются.


Джордан Манг-осан — филиппинский художник, использующий силу солнца для создания рисунков с пирографией. Пирография — это искусство украшения дерева или других материалов следами обжига.












Поделись
с друзьями!
287
0
5
5 дней

Отпетые мошенники: топ-5 авторов подделок старых мастеров. От Микеланджело - до «Мориарти фальсификаторов»

Чтобы стать успешным автором подделок, которые трудно будет отличить от настоящих шедевров живописи даже опытному эксперту, одного лишь криминального таланта бывает недостаточно. Триумф в этой специфической сфере деятельности складывается из разных факторов, среди которых — аналитический склад ума, авантюрный дух, изобретательность и также способность влезть в шкуру настоящего мастера живописи. А в эпоху постмодерна авторы подделок иногда и сами становятся знаменитостями: их картины выставляют в музеях уже под собственными именами — правда, не всегда за их художественную ценность.


Микеланджело Буонаротти


Прежде чем самому стать заслуженным мастером, итальянский живописец и скульптор начинал с изготовления копий. Тогда очень ценились древнеримские скульптуры из мрамора, и, по свидетельству историка Паоло Джовио, Микеланджело был замешан в истории с фальсификацией такой скульптуры.

В 1496 году он создал мраморную статую «Спящий купидон» и постарался придать ей состаренный вид, закопав в землю. Продавец антиквариата по имени Бальдассарре дель Миланезе представил «древнеримскую» скульптуру авторства Микеланджело вниманию кардинала Рафаэле Риарио, большого почитателя подобных произведений искусства. Тот с радостью приобрел ее, но спустя какое-то время вернул скульптуру, узнав о ее истинном происхождении.

Мадонна Брюгге. Фрагмент. Микеланджело Буонарроти 1505

«Спящий купидон» в исполнении Микеланджело мог быть похож на младенца Христа со статуи «Мадонна Брюгге».

Казалось бы, дело должно было окончиться скандалом — в лучшем случае, и наказанием для Микеланджело — в худшем. Но талант выручил его из передряги, ведь пока шло разбирательство с «древнеримской» скульптурой, его авторская работа «Пьета», украсившая базилику Святого Петра в Риме, стала настолько популярной, что кардинал захотел вернуть себе злополучного «Купидона». Правда, вскоре он перепродал его, но уже не как римский антик, а как произведение самого востребованного на тот момент скульптора в итальянской столице.

Пьета (Оплакивание Христа) Микеланджело Буонарроти 1499, 174×195 см

Авторы различных биографий Микеланджело расходятся во мнении, сознательно ли он пошел на обман. Некоторые из них предпочитают считать, что авторство преступного замысла принадлежит торговцу римскими древностями, а другие предполагают, что скульптором руководил азарт: он желал проверить, хватит ли его мастерства, чтобы ввести в заблуждение опытного коллекционера. Как бы там ни было, обманутый кардинал Риарио не только не держал зла на Микеланджело, но даже заказал ему еще два произведения уже после всех событий.

Давид. Фрагмент руки Микеланджело Буонарроти 1504

А тем, кому хочется верить в искренность и праведность живописца, придутся не по нраву слова Вазари, который писал о неоднократных махинациях Микеланджело с работами других авторов:

«Он воспроизводил также рисунки различных старых мастеров так схоже, что можно было ошибиться, ибо дымом и разными другими вещами он подкрашивал их, придавая старый вид, и пачкал так, что они действительно казались старыми и, при сравнении их с подлинными, один от другого отличить было невозможно. И делал он это только для того, чтобы, возвратив воспроизведенные, заполучить подлинные рисунки, которые его восхищали совершенством искусства и которые он пытался превзойти своей работой, чем и приобрел широчайшую известность».

Но кто теперь станет обвинять Микеланджело в его отчаянном желании завладеть произведениями своих кумиров? Ведь, как водится, победителей не судят.

Хан ван Меегерен


Говоря о фальсификаторах старых мастеров, невозможно не упомянуть о соотечественнике Вермеера, осмелившимся пойти на отважную авантюру — явить миру целых семь неизвестных до того момента шедевра «авторства» живописца из Делфта.

Хенрикус ван Меегерен был не особо одаренным художником, который в начале прошлого века пытался построить карьеру на создании полотен в стиле старых мастеров вроде Рембрандта. И хотя у него были некоторые поклонники среди голландской знати, арт-критики были настроены весьма скептически по отношению к творчеству неудачливого подражателя. Меегерен даже задумал коварный план мести отвергнувшему его искусствоведу Абрахаму Бредиусу.

Он задумал разыграть своего заклятого врага, создав блестящую подделку под признанного мастера Вермеера. А когда тот не сможет отличить его творчество от оригинала, Меегерен опозорит его, сообщив о своем авторстве живописного шедевра. Он раздобыл холст и краски 17-го века и отважился написать картину на религиозную тему — подобных сюжетов практически не было среди известных работ Вермеера.

Христос в доме Марфы и Марии Ян Вермеер 1660-е , 160×142 см

Затея удалась: «Христос в Эммаусе» был признан подлинником Вермеера и произвел настоящий фурор в арт-мире. Тот самый Бредиус настолько поспешил стать первооткрывателем неизвестных шедевров Вермеера, что не стал обращать внимания ни на сомнительный провенанс картины, ни на малое соответствие художественных навыков Меегерена мастерству прославленного живописца.

И когда фальсификатору удалось выручить за свое произведение огромные по тем временам деньги, он не смог следовать своему первоначальному замыслу и поддался соблазну продолжать творить новые неизвестные доселе работы Вермеера.

«Христос в Эммаусе» — первое полотно Меегерена, успешно выданное им за неизвестного Вермеера

Он успел написать еще шесть таких полотен, пока его не подвела связь с нацистами. Одним из покупателей подделки Меегерена — картины «Христос и грешница» — стал Герман Геринг. В 1945 году расследование о происхождении полотна из тайников обергруппенфюрера СС привело к аресту художника, которому грозила смертная казнь за сотрудничество с нацистами. Чтобы ее избежать, Меегерен признался, что сам написал все «вновь обнаруженные» картины Вермеера. В итоге его признали виновным в мошенничестве и приговорили к одному году тюрьмы, но всего месяц спустя он скончался от сердечного приступа.

Меегерен на судебном процессе. Фото: kommersant.ru

Примечательно, что благодаря своей афере нерадивому художнику все-таки удалось войти в историю мировой живописи. А его первое и самое известное произведение «под Вермеера» до сир пор выставляется в одной из крупнейших художественных галерей Нидерландов — музее Бойманса — ван Бёнингена.

Во всей этой истории остается непонятным лишь одно: насколько сильно нужно хотеть обрести новые шедевры Вермеера, чтобы поверить в его авторство - холсты Меегерена, сколь их не состарь, откровенно грубые, топорные. Видимо, тщеславие и алчность были главными сообщниками самого известного фальсификатора ХХ века.

«Тайная вечеря» Меегерена была продана как полотно Вермеера за 7 миллионов долларов в сегодняшнем эквиваленте

Эрик Хебборн


Имя британского художника и арт-дилера не так известно, как его нидерландского коллеги, хотя он был куда более плодовитым и талантливым, чем Меегерен.

В своей автобиографии Хебборн признался в создании более тысячи подделок, лишь немногие из которых были разоблачены, а остальные могут до сих пор храниться в лучших музеях мира под видом оригиналов.

Выпускник Королевской академии художеств в Лондоне и Британской школы в Риме приобрел много полезных навыков во время работы реставратором. Как и Меегерен, он был разочарован и обозлен тем, что в 1960-х годах его собственные картины в реалистичном стиле пользовались не таким спросом, как авангардные работы его более удачливых современников. И он начал мстить ценителям живописи, создавая безупречные подделки старых мастеров.

Эрик Хэбборн был обаятельным мужчиной и настоящим гедонистом

Хебборн действовал чрезвычайно осторожно и даже элегантно. Он никогда не продавал свои фальшивки тем, кто не разбирался в искусстве и не мог определить подлинность картины. Таким образом, он давал возможность экспертам самим решить, приобретают они подделку или оригинал, и назвать цену, которую они готовы заплатить.
Он утверждал: «Нет ничего преступного в том, чтобы нарисовать рисунок в любом избранном стиле, и нет ничего преступного в том, чтобы спросить эксперта, что он думает о нем». По этой причине после разоблачения никто из пострадавших от обмана так и не подал на него в суд.

Кроме того, разбирательство с Хэбборном могло привести к катастрофическим последствиям для крупнейших аукционных домов, которые перепродавали его работы в качестве оригинальных, а некоторые музеи до сих пор отказываются признавать, что у них хранятся подделки его авторства, несмотря на прямые заявления мошенника. Он взял на себя ответственность за фальсификацию работ Питера Брейгеля Старшего, Питера Рубенса, Джованни Пиранези, Антониса ван Дейка, Камиля Коро и других старых мастеров.

Святой Иво Рогир ван дер Вейден 1464, 45×35 см

Хэбборн использовал для своих фальшивок настоящую бумагу и пигменты соответствующей эпохи, а его навыки рисования были настолько хороши, что его очень долго не могли раскрыть. Но в 1978 году куратор Национальной галереи искусств в Вашингтоне Конрад Оберхубер обратил внимание, что два рисунка разных живописцев были выполнены в одинаковом художественном стиле и на одном и том же типе бумаги. По утверждению Хэбборна, в течении 10 лет после разоблачения он изготовил и успешно продал еще 500 подделок рисунков старых мастеров. Причем некоторые арт-дилеры даже просили его «найти» определенные рисунки старых мастеров, которые он подделывал, а затем продавал им. «Я просто не думаю, что вы найдете честного человека, который при этом будет дилером», — говорил Хебборн в документальном фильме канала BBC 1991 года «Портрет мастера-фальсификатора».

Подделка Хебборном наброска к картине Антониса ван Дейка «Христос в терновом венце» была приобретена Британским музеем в 1970 году. Теперь он подписан на сайте музея как «Рисунок Эрика Хебборна в манере Антониса ван Дейка».

8 января 1996 года Хебборн был найден лежащим без сознания на одной из улиц Рима, где он жил последние 30 лет. Он умер в результате тяжелой травмы черепа, но расследование его смерти проводилось формально и причины травмы не были установлены. Многие считали, что его убрала итальянская мафия, с которой он, возможно, сотрудничал. По предположению газеты The Daily Mail, смерть Хэбборна стала местью какого-то обманутого им коллекционера.

По некоторым сведениям, он даже получал угрозы от одного арт-дилера и опасался его. За несколько недель до смерти была опубликована последняя книга «Справочник фальсификатора произведений искусства», в которой подробно описываются инструкции для создания произведений в стиле европейских классиков. Хэбборн считал, что он применял те же приемы, что и живописцы прошлого, поэтому это издание годится также и для изучения искусства старых мастеров.

Хэбборн утверждал, что картина Аннибале Каррачи «Пьющий мальчик» из Художественного музея Кливленда — также дело его рук.

Шон Гринхал


Британский мошенник, осужденный в 2007 году на 4 года и 8 месяцев за попытку продать «древний» ассирийский артефакт, работал на семейном подряде. Аферу с продажей поддельных предметов искусства Гринхал проворачивал совместно со своими пожилыми родителями. Как и предыдущие герои, он таким образом стал мстить арт-сообществу за непризнание его талантов художника.

Семейство придумало хитроумную схему с использованием слабых мест в аукционных каталогах. Так, они приобрели каталог с описанием лотов аукциона 1892 года в Сильвертон-Парке, графство Девон. Среди них были «восемь египетских фигур из потрясающего полупрозрачного алебастра». Такое неконкретное описание позволило Шону Гринхалу создать статую «Принцесса Амарны». В 2003 году ее приобрел музей Болтона за почти 440 тысяч фунтов стерлингов, причем после предварительной консультации с экспертами Британского музея и аукционного дома Christie’s.

После разоблачения Гринхала «Принцесса Амарны» была снята с экспозиции музея Болтона, но в 2018 году вновь возвращена — на сей раз в разделе подделок. Фото: wikipedia.org

Успех семейного предприятия по изготовлению и сбыту подделок во многом обеспечивал Джордж, отец Шона. Пожилой джентльмен в инвалидом кресле производил благонадежное впечатление на покупателей. Когда он сообщил, что «Принцесса Амарны» была куплена его дедом на аукционе в Сильвертон-Парке сто лет назад, эксперты с готовностью поверили, что эта статуя — одна из тех восьми египетских фигур возрастом более трех тысяч лет из описания в старом каталоге.

По такой схеме семейству Гринхалов за 17 лет удалось заработать более 800 тысяч фунтов стерлингов на продаже не менее 120 подделок. И по оценкам следствия еще более сотни фальшивок могут до сих пор храниться в собраниях музеев и частных коллекциях по всему миру в качестве оригинальных произведений искусства. Среди тех, что были раскрыты, числятся подделки скульптур Константина Бранкузи и Поля Гогена, картины и рисунки художников Отто Дикса, Лоуренса Лоури, Томаса Морана и других.

Шон Гринхал с отцом Джорджем. Источник: expertmus.livejournal.com

Погорели Гринхалы на клинописи. Представители аукционного дома Bonhams обратились к экспертам Британского музея, чтобы те проверили подлинность изготовленных Шоном барельефов «из дворца древнего ассирийского царя». Но знатоки обнаружили ошибки в написании клинописного текста и обратились в отдел искусства и древностей Скотланд-Ярда. Через полтора года семья мошенников была арестована. Пожилые родители Шона получили условные сроки, а он отсидел почти пять лет и вышел на свободу в 2011 году.


По выходу из тюрьмы Гринхал не только написал автобиографию, но и получил за нее премию критиков «Лучшая книга об искусстве» в 2018 году. А в октябре 2019 года он появился в «Сделано в Болтоне» — короткометражном документальном сериале, в котором продемонстрировал процесс создания четырех «древних» произведений искусства, используя традиционные материалы и методы.

Прекрасная принцесса Леонардо да Винчи 1496, 33×23.9 см

В книге «История фальсификатора» Гринхал утверждает, что он написал «Прекрасную принцессу», аттрибутированную Леонардо да Винчи, в 1978 году, а прообразом для этой картины якобы была кассирша Салли из супермаркета Болтона.

Лино Фронджиа


Автор подделок, вызвавших самый громкий скандал на рынке старых мастеров за последние 70 лет (с тех пор как Меегерен замахнулся имитировать наследие Вермеера), достоверно не установлен. Но в центре следствия о нескольких картинах сомнительного происхождения фигурирует имя итальянца Лино Фронжиа.
Охота на «Мориарти фальсификаторов», как успела прозвать пресса автора искусных подделок картин Пармиджанино, Хальса, Эль Греко и других, началась еще в 2015 году. Тогда французская полиция изъяла с выставки во французском Экс-ан-Провансе картину «Венера», якобы написанную Лукасом Кранахом Старшим. В 2013 году князь Лихтенштейна заплатил за нее около 7 млн евро. Позже экспертиза показала, что эта работа — современная подделка.

Лабораторное исследование показало, что пигменты на картине «Венера» не соответствуют мастерской Кранаха, подпись не принадлежит художнику, а сеть трещин на ней обладает признаками того, что панель нагревали для имитации эффекта старины.

Похожая ситуация возникла с портретом мужчины якобы авторства Франца Хальса, который был продан с аукциона «Сотбис» за 11 миллионов долларов. После того как эксперты признали его фальшивкой, аукционный дом вернул покупателю всю уплаченную за него сумму. Аналогичная судьба ожидала проданную в 2012 году на нью-йоркских торгах «Сотбис» картину с изображением святого Иеронима, приписываемую Франческо Пармиджанино. Спустя шесть лет лабораторные исследования обнаружили современные пигменты в красочном слое и аукционному дому вновь пришлось компенсировать покупателю полную стоимость картины.

Картина с изображением святого Иеронима авторства «Пармиджанино или школы Пармиджанино» обошлась покупателю в 842,5 тысячи долларов.

В сентябре 2019 года французский суд выдал ордер на арест итальянского художника Лино Фронджиа. Он был арестован, но выпущен под залог и до сих пор остается на свободе. О нем известно совсем немного: родился в 1958 году в Монтеккьо и окончил Академию изящных искусств в Болонье. Его собственное творчество — жутковатые модернистские картины — не особо пользуются успехом у коллекционеров: самая дорогая из них ушла с молотка всего за 15 тысяч евро. Зато он достиг большого мастерства в имитации работ старых мастеров.

Еще задолго до разразившегося скандала куратор Витторио Згарби, бывший заместитель секретаря Министерства культуры Италии, восхищался тем, что его друг Фронджиа настолько искусно написал Христа, что некоему Джулиано Руффини удалось продать эту картину Фонду Корреджо под видом оригинальной работы Антонио Корреджо. Но художник опровергает эту информацию, хотя и признает, что среди его работ есть копии произведений старых мастеров и картина с Христом в стиле Корреджо в их числе. Он заявлял, что никогда не продавал свои копии под видом настоящих работ.

Автопортрет Лино Фронджиа, написанный в 1989 году.

Однако в его биографии есть нехороший момент с подозрительным полотном, хотя и не связанный с его продажей. В 2018 году Фронджиа одолжил картину Эль Греко из своей коллекции для выставки в Тревизо. Но полиция арестовала изображение святого Франциска из-за подозрения в подделке. Несмотря на то, что французский суд отказывается вернуть картину (в процессе расследования она была перевезена в Париж), Фронджиа продолжает утверждать, что это — настоящий шедевр Эль Греко. Так же считает и Витторио Згарби, что, впрочем, не мешает ему называть своего товарища «величайшим из ныне живущих старых мастеров».

Одна из картин Лино Фронжиа 1980-го года написана под влиянием старых мастеров.

Второй подозреваемый в этом громком деле — коллекционер Джулиано Руффини, через которого на рынок попали все скандальные фальшивки — также до сих пор остается на свободе, несмотря на ордер, выданный верховным судом Рима. Якобы это происходит из-за неоконченного расследования, но выглядит так, что процесс тормозится какими-то влиятельными силами извне. Учитывая место действия, на ум приходит итальянская мафия, но даже без ее участия на кону слишком большие суммы и репутация многих людей: дилеров, представителей аукционных домов, участвовавших в масштабном финансовом мошенничестве.

Джулиано Руффини почему-то избегает публичности, и единственный его известный снимок датируется 1970-ми годами. Источник: theartnewspaper.com

Для того чтобы хоть как-то компенсировать репутационные потери вследствие серии «возвратов» проданных фальшивок, «Сотбис» пришлось купить американскую лабораторию Orion Analytical — ту самую, установившую нечестное происхождение картин, проданных под видом работ Пармиджанино и Хальса.

Только за один год эксперты лаборатории провели анализ произведений на сумму более ста миллионов долларов.

Кроме того, они отвечают за сохранение и поддержание лотов аукционного дома в надлежащем состоянии. Но вряд ли этот шаг сможет радикально изменить ситуацию с поддельными произведениями искусства на современном арт-рынке, которые, по оценкам некоторых экспертов, составляют до половины от общего числа продаваемых и покупаемых работ старых мастеров.
Источник: artchive.ru
Поделись
с друзьями!
219
0
3
5 дней

С царского стола. Кулинарные пристрастия российских императоров

Чем любили полакомиться российские императоры? В этом выпуске вы узнаете о гастрономических предпочтениях глав Российской империи — от Александра I до Александра III.


В целом можно утверждать, что российские самодержцы, начиная с Екатерины II, были довольно умеренны в еде. Довольно часто их повседневный стол отличался простотой, хотя это, конечно, не исключало гастрономических изысков во время публичных фриштиков (завтраков), обедов и ужинов.


Император Александр I (1777-1825) и появившиеся благодаря ему пожарские котлеты


Мемуаристы донесли до нас «гастрономический распорядок дня» императора Александра I.

Пишет об этой стороне жизни царя весьма компетентный человек — лейб-медик Д. К. Тарасов, который, вне всякого сомнения, рекомендовал царю те или иные блюда с учетом особенностей его организма: «В Царском Селе государь постоянно соблюдал весною и летом следующий порядок: в 7-м часу утра кушал чай, всегда зеленый, с густыми сливками и поджаренными гренками из белого хлеба… в 10 часов возвращался с прогулки и иногда кушал фрукты, особенно землянику, которую предпочитал всем прочим фруктам… В 4 часа обедал. После обеда государь прогуливался или в экипаже, или верхом. В 9-м часу вечера кушал чай, после коего занимался работою в своем маленьком кабинете; в 11 часов кушал иногда простоквашу, иногда чернослив, приготовляемый для него без наружной кожицы». С уверенностью можно утверждать, что зеленый чай утром и простокваша с черносливом на ночь — это рекомендации медиков, отвечавших за нормальное пищеварение царя. Но земляника и чернослив без кожицы — гастрономические пристрастия императора.

Чайный сервиз императора Александра I.

Фрукты на императорском столе в зимний сезон были довольно обычным делом. Эти фрукты и ягоды исправно поставлялись не только из оранжерей в Царском Селе, Гатчине и Ропше. Их везли в Петербург и из московских императорских оранжерей. Для членов императорской семьи существовали некие негласные «квоты» на поставляемые фрукты. А когда из императорских оранжерей фрукты направлялись к столу какого-либо сановника, это свидетельствовало о его особой близости к императорской семье.

Из национальных гастрономических пристрастий Александра I мемуаристы упоминают ботвинью: «Государь Александр Павлович очень был расположен к английскому послу. Раз, говоря с ним о русской кухне, он спросил, имеет ли тот понятие о ботвинье, которую сам государь очень любил». В этой цитате примечателен сам факт «гастрономических разговоров» российского императора и английского посла на светском рауте, то есть эта тема считалась вполне «светской». Этот разговор имел довольно комичное продолжение. Когда Александр I отправил английскому послу столь любимую им ботвинью, то к столу ее подали разогретой. Понятно, что это была уже не ботвинья. И когда император поинтересовался «впечатлениями» посла от этого блюда, дипломат оказался в большом затруднении…

Ботвинья

Иногда гастрономические пристрастия самодержцев, с учетом особенностей времени, представляли некоторую опасность для их здоровья. Например, Александр I любил чай с медом. Дело совершенно обыденное, полезное и безобидное. Однако вкусы императора так или иначе становились вкусами его окружения, а чай с медом, как известно, является хорошим потогонным средством. Когда во время балов, кроме всего прочего, подавали чай с медом в серебряных мисочках, декольтированные дамы, танцевавшие в залах и анфиладах Зимнего дворца, где подчас гуляли сквозняки, охотно им лакомились и затем часто простужались. Поэтому придворные медики порекомендовали исключить это угощение из меню.

Императорский бал (Михай Зичи).

Александр I после наполеоновских войн много ездил по Европе. Он старался не обременять свой кортеж поварами и обозами с провизией и обходился той кухней, которая попадалась ему по дороге. Однако позже из санитарно-режимных соображений эта практика постепенно уходит, и со второй четверти XIX века императоры по возможности ели в дороге «свое».

При всей неприхотливости в еде именно с именем Александра I связывают появление знаменитых пожарских котлет. Согласно легенде, император во время очередной поездки в Москву остановился поесть в г. Торжке в трактире Пожарского. В меню значились телячьи рубленые котлеты, именно их и заказал император. Однако у Пожарского не оказалось телятины. Для того чтобы избежать конфуза, он распорядился срочно приготовить котлеты из куриного филе. Котлеты так понравились царю, что он поинтересовался рецептом котлет, назвав их «пожарскими» по имени трактирщика. Это случайное «ноу-хау» любимо многими по сей день.


Примечательно, что такая традиционная на дворянском столе повседневность, как зернистая, паюсная или кетовая икра, начала проникать в Европу именно при Александре I. Поначалу иностранцы смотрели на икру как на экзотический «русский» продукт. Первый консул Бонапарт, которому граф Марков послал зернистой икры, получил ее из своей кухни сваренной: русский стол в ту пору был мало известен в чужих краях.


Николай I (1796-1855) и любимый им капустный суп (щи)


В отличие от старшего брата, Николай I на завтрак любил не землянику, а соленые огурчики. И вообще, его многие считали поборником здорового образа жизни. Мемуаристы в один голос подчеркивают кулинарную непритязательность императора Николая I.

Французский художник О. Верне, путешествовавший по России с императором в 1842 году, писал родным: «Император — великий трезвенник; он ест только капустный суп с салом, мясо, немного дичи и рыбы, а также соленые огурчики. Пьет одну воду». Что касается «соленых огурчиков», то многие из современников упоминали, что царь действительно любил соленые огурцы. По ведомости 1840 года Николаю Павловичу ежедневно должны были подавать утром пять соленых огурцов. Он любил гречневую кашу, которую ему подавали в горшочке. Не особенно любил император дорогие рыбные деликатесы и дичь. В последние годы жизни Николай Павлович предпочитал овощные блюда, суп из протертого картофеля и компот. Вне всякого сомнения, «немецкий» суп из протертого картофеля предписал царю его лейб-медик консультант М. М. Манд, он первый ввел в медицинскую практику лечебное голодание «на высочайшем уровне».

Картофельный суп-пюре.

Как следует из архивных документов, обычный завтрак Николая I был следующим. Рано утром в кабинете Николай Павлович «кушал чай». К нему выдавался «фрыштик», то есть завтрак, состоявший из кисло-сладкого хлеба, двух круглых булочек и сухарей. Каких-либо пряностей император избегал. Дневное довольствие императора предполагало и угощение докладчиков, которые бывали у него в кабинете. Угощение было довольно скромное и включало в себя: сахар-рафинад («рефинад») 2 фунта (819 г, считая в русском фунте 409,5 г), черный и зеленый чай «фамильный», то есть лучших фирм, по 18 золотников (97 г, считая в золотнике 4,266 г), кофе ливанский ¾ фунта (103 г), а также сливки, различные булки и кренделя (сдобные, сахарные, с анисом, с солью), «витушки» и «палочки».

На Пасху в императорском кабинете подавали куличи, а на Масленицу — утренние блины.

Для трудоголика Николая I повседневные обеды подчас становились продолжением рабочего дня, поскольку на них приглашались два-три приближенных к царю лица. На обедах «в узком кругу», без посторонних, продолжали обсуждаться в неформальной обстановке различные «рабочие вопросы». Это еще одна особенность повседневной жизни императора.

Весьма авторитетный биограф Николая I утверждает, что царь «в обед ел умеренно, на ужин часто кусок черного хлеба». Другой мемуарист, подтверждая воздержанность царя в пище, пишет, что он «никогда не ужинал, но обыкновенно при проносе соленых огурцов пил ложки две огуречного рассола». Также со времен Николая I в обиход двора вошли калачи, их ели горячими, в подогретой салфетке. Для приготовления этих калачей на царскую кухню доставляли москворецкую воду в специальных цистернах. Одна из мемуаристок упоминает имя метрдотеля Николая I. То был некий Миллер, которому царь приказал, «чтобы за обедом у него никогда не было более трех блюд, что и решительно исполнялось».


Как любой человек, император любил в детские годы полакомиться мороженым. Однако, когда врачи запретили младшему брату Николая I, великому князю Михаилу Павловичу, есть мороженое, то Николай в знак солидарности с братом отказался от любимого лакомства.

При всей описанной выше кулинарной непритязательности императора Николая I во время парадных обедов господствовала общепринятая англо-французская кухня. А. С. Пушкин в бессмертном «Евгении Онегине» описал этот «типичный» стол второй четверти XIX века:

Пред ним roast-beef окровавленный
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.


Как уже отмечалось, при поездках по стране императоры вполне могли перекусить в трактире с хорошей репутацией. И несмотря на постепенный отказ от этой практики по режимным соображениям, периодически такие эпизоды повторялись, если не для самих императоров, то для их близких.

Гурьевская каша.

В таких трактирах император мог полакомиться гастрономическими «хитами» своей эпохи. Например, гурьевской кашей. Как следует из исторически закрепившегося названия каши, ее наименование связано с именем министра финансов графа Д. А. Гурьева. Его послужной список весьма солиден, но сегодня мало кто помнит графа Дмитрия Александровича Гурьева (1751-1825) как государственного деятеля и министра финансов.

Помнят его исключительно как человека, чье имя носит знаменитая каша. Хотя на самом деле авторство каши принадлежит вовсе не ему. Знаменитую кашу придумал крепостной повар Захар Кузьмин — «собственность» отставного майора Оренбургского драгунского полка Георгия Юрисовского, у которого гостил Гурьев. Впоследствии Гурьев выкупил Кузьмина с семьей и сделал штатным поваром своего двора. Хотя есть и весьма малодостоверная версия о том, что автором рецепта знаменитой каши является сам Гурьев.


Александр II (1818-1881) и мясо на углях



Александр II, в отличие от отца, в меню придерживался утонченных европейских традиций. К тому же Александр II, как страстный охотник, весьма ценил охотничьи трапезы на свежем воздухе после охоты. «Рано утром кухня с метрдотелем и камер-фурьером отправлялась на место охоты; выбирали недалеко от зверя, хотя бы и в глуши леса, по возможности открытое место; порасчистят несколько снег, приготовят стол, здесь же в сторонке разведут плиту, и завтрак готов. Государь подходит к столу, делая рукою жест, приглашающий к завтраку; все подходят, окружают стол и завтракают стоя; стульев не полагалось. Великолепная картина! Государь и вся свита одеты одинаково; только посреди этой группы вы видите рослую и величественную фигуру Государя», — вспоминал очевидец этих трапез.

Как правило, вокруг завтракающих охотников собирались крестьяне и отставные солдаты из ближних деревень. Император мог принять прошение или приказать чиновнику с «царской шкатулкой» выдать крестьянам по рублю, а георгиевским кавалерам — по три.

Рассказ очевидца можно проиллюстрировать картами из «Охотничьей колоды» придворного художника М. Зичи, который неоднократно участвовал в подобных охотах. На картах он нарисовал сюжеты одной из зимних охот 1860 года. На одном из рисунков лоси подошли к накрываемому столу, а дворцовые официанты отбиваются от «незваных гостей» сковородками. На другой картинке солидные генералы свиты очень по-русски решили поесть ночью, принялись на кухне сами разогревать макароны и, конечно, сожгли их. Надо заметить, что во второй половине XIX века макароны стоили довольно дорого и, как правило, завозились из Италии (хотя первую макаронную фабрику в России открыли в Одессе в конце XVIII века).

Карты Зичи.

Несмотря на походный антураж, столы «на охотничьем пленэре» накрывали крахмальными скатертями, на столе расставлялись фарфоровые тарелки, хрустальные графинчики с напитками и тарелки с закуской. Сохранилась картинка, где великий князь Николай Николаевич (Ст.) закусывает на одной из охот. Все, включая императора, ели стоя или присев на пенек, держа тарелки на коленях. Во время этих трапез Александр II любил отведать кусок медвежатины или медвежьей печени, приготовленной на углях.


Медвежатина на углях


После окончания охоты, уже в резиденции, накрывался стол, на который шло парное мясо убитой дичи. Как правило, во время обеда играл оркестр придворной охоты из 20 человек.

Мария Александровна, около 1860 года.

В молодые годы Александр II, тогда еще цесаревич, баловал свою жену. По его приказу осенью в столовую на половине цесаревны ставили в кадке яблоню с плодами, чтобы Мария Александровна сама могла сорвать понравившееся яблоко. Весной ставили корзинки с первой земляникой и другими ягодами. Впрочем, потом баловство закончилось, фрукты стали отсылать другой особе…


Александр III и окрошка на кисломолочном, как любил император


Но самым захватывающим будет рассказ о кулинарных пристрастиях Александра III. Так как император любил и ел вкусненькое, и даже, как многие, иногда в ночи. Да, Александр III боролся с лишним весом, поскольку считал, что бесформенный, толстый император дискредитирует привычный благообразный облик русского самодержца. Но, как все худеющие, иногда срывался и норовил поесть в неурочное время.

Эта проблема решалась камердинерами. Например, в Гатчинском дворце в комнате за личными покоями Александра III хранились умывальник, два самовара и кастрюля с подставкой, на которой камердинеры могли что-нибудь «по-быстрому» разогреть императору.

Есть мемуарные упоминания, что уже тяжело больной император, сидевший на молочной диете, периодически просил принести ему самые простые солдатские блюда из казарм охраны. Сохранилась масса мемуарных свидетельств и различных кулинарных историй времен царствования Александра III. Если говорить о его кулинарных предпочтениях, то, по свидетельству современников, царь в пище был умерен и любил простой, здоровый стол. Одним из самых любимых его блюд был поросенок под хреном «от Тестова», который обязательно заказывался во время посещений Москвы.

Известный бытописатель старой Москвы В. А. Гиляровский в своей знаменитой книге «Москва и москвичи» упоминал, что «петербургская знать во главе с великими князьями специально приезжала из Петербурга съесть тестовского поросенка, раковый суп с расстегаями и знаменитую гурьевскую кашу».

Фаршированный тестовский поросенок.

Вместе с тем упрощать гастрономические пристрастия Александра III совершенно не следует. Хороший стол с тонкими и разнообразными блюдами — совершенно обычное дело в императорских дворцах, а вот «купеческий» поросенок под хреном был редкой экзотикой в стиле «а-ля рюсс». Однако, видимо, сочетание тонких соусов и «простонародных» блюд и являлось характерным гастрономическим стилем императора.

Так, один из близких к царю людей упоминал, что «любил он очень соус Cumberland и всегда готов был есть соленые огурцы, которых предпочитал в Москве». Видимо, для царя соус Cumberland и соленые огурцы органично сочетались. Судя по мемуарным упоминаниям, Александр III действительно любил пикантные соусы. Любил настолько, что мог поблагодарить «любезной телеграммой» за «какой-то особенно вкусный соус, привезенный ему Владимиром Александровичем из Парижа».

Соус Cumberland.

Этот знаменитый соус воспроизводился с разным успехом несколькими поколениями придворных метрдотелей. Например, соус Cumberland подавался на парадном обеде в 1908 году (в Ревеле) во время встречи Николая II с английским королем Эдуардом XVIII.

По словам мемуариста, «обед проходил очень оживленно… Когда к дикой козе с красносмородинным сладковатым желе подали поразительный соус камберленд, знаменитый гастроном (имеется в виду английский король. — И. Зимин) похвалил: „С таким соусом можно и родную мать съесть“». Пьер Кюба, метрдотель, остался очень доволен. Надо заметить, что кулинарные пристрастия Александра III оставались загадкой даже для весьма близких к царю сановников. То, что подавалось во время торжественных трапез, было качественным вариантом ресторанного меню. И то, что ел царь, не выходило за рамки привычных, очень высоких, но стандартов.

Десертный стол (экспозиция музея «Архангельское»).

В 1889 году во время военных учений Александр III жил несколько дней в загородном доме государственного секретаря А. А. Половцева. В числе прочего хозяин обеспокоился составлением меню на эти несколько дней. И хотя Половцев неоднократно бывал на трапезах и в Зимнем, и в Аничковом дворцах, его крайне озадачил поиск любимых блюд императора. С этим вопросом он обратился к графу С. Д. Шереметеву, так как тот уже принимал царя у себя в деревне. На вопрос, какие у Александра III гастрономические предпочтения, С. Д. Шереметев ответил: «Кислое молоко, да, пожалуй, больше ничего», добавив, что у императрицы Марии Федоровны никаких гастрономических предпочтений нет.

Александр III охотно ел рыбу. Особенно часто готовили рыбу во время отдыха в финских шхерах. Это вполне объяснимо, поскольку именно там царь часто рыбачил, и добытую им рыбу, естественно, подавали к царскому столу. Понятно, что рыба, выловленная собственноручно, особенно вкусна. Во время отдыха в Финляндии царскую семью окружало самое скромное число придворных, и семейство пыталось вести образ жизни «простых людей». Мария Федоровна собственноручно жарила камбалу, любимый деликатес императора.


Из сладкого в молодые годы Александр III любил пастилу и фруктовый мусс. Любил он в конце завтрака выпить горячего шоколада.

Клюквенная пастила.

Качество шоколада, который готовили для него специально, царя часто не устраивало: «Государь попробовал и резко отодвинул чашку. „Не могу добиться, — сказал он Зедделеру, — чтобы мне подавали порядочный шоколад“». Трудно сказать, с чем он сравнивал качество подаваемого лакомства.


Надо заметить, что царские «раздражения» за столом могли возникнуть по самым разным причинам. Так, во время одного из завтраков император «бросил вилку, удивленный уродством ее формы». Были у него и «дипломатические истории» со столовыми приборами. Например, на одном из «дипломатических завтраков», когда Источник статьи журнал австрийский посол обронил, что в ответ на проводившиеся учения русской армии Австрия придвинет к границам России несколько армейских корпусов, Александр III весьма расчетливо вспылил. Он свернул свою вилку штопором и, швырнув ее в сторону австрийского посла, прибавил: «Вот что я сделаю с вашими корпусами».

Сервировка императорского стола. Фото с выставки в Николаевском зале Зимнего дворца.

Император был хлебосольным, но рачительным хозяином. Так, он периодически не брезговал лично проверять счета и обеденные калькуляции Гофмаршальской части. В Гатчинском дворце обеды проходили на первом этаже в Арсенальной зале неподалеку от сцены и детской деревянной горы. Как правило, обеды шли в музыкальном сопровождении. Обеденное меню состояло из двух частей: на одной половине печатали меню кулинарное, на другой — меню музыкальное. После обеда проходил обычный «cercle» (фр. «круг»). Императрица Мария Федоровна приветливо всех обходила. Император предлагал курить и выбирать себе спиртное по вкусу.

Васнецов В.М. «Меню парадного обеда Александра III».

Во время поездок, вне железных правил и традиций императорских резиденций, Александр III мог себе позволить некоторые кулинарные вольности, которые во дворцах считались откровенным моветоном. Так, во время поездки на Кавказ осенью 1888 года император с удовольствием пробовал блюда кавказской кухни, не считаясь с тем, что в них много лука и чеснока: «Вид лука и чеснока привел его в восхищение, и он усердно принялся за него.

Императрица заволновалась, она не выносила чесноку и упрекала Государя, что подавал дурной пример». Возможно, именно поэтому на акварели «кавказской серии» 1888 года придворный художник М. Зичи и изобразил Александра III завтракающим в одиночестве. На заднем плане сидит императрица, также завтракающая за отдельным столом. Не нашла я ее, нашла другую.

Обед семьи Александра III (М. Зичи).

Можно привести несколько меню из этого путешествия. Из них видно, что во время торжественных приемов преобладала европейская кухня. Например, 19 сентября 1888 года во время путешествия по Кавказу Александру III предложили окрошку, гороховый суп, пирожки, осетрину холодную с хреном, пулярду с грибами и земляничное мороженое.

На завтраке с офицерами и депутацией во Владикавказе 20 сентября на стол подавали: окрошку, суп по-американски, пирожки, котлеты холодные из севрюги, борделез, филе из фазанов совиньи, вырезку говядины с пюре из шампиньонов, компот из груш на шампанском. И 26 сентября 1888 года: окрошка, суп графский, пирожное, осетрина холодная, куропатки с капустой, седло баранье с гарниром, груши в желе.

Соус борделез (бордоский соус). В его состав входят вино (красное или белое), соус деми-гляс и немного томатного соуса.

Поскольку император был страстным охотником, то трапезам на природе, как и при Александре II, уделялось самое пристальное внимание. Но, судя по дошедшей записке великого князя Владимира Александровича, на некоторых из охот привычных трапез по каким-то причинам не устраивали: «Настаиваю на завтраке в лесу: в прежние времена всегда так делалось; времени же для устройства и расчистки подходящего места много впереди».

Группа участников царской охоты за обедом; справа — император Александр III, по правую руку от него — императрица Мария Федоровна; третий от нее — министр императорского двора и уделов И.И. Воронцов-Дашков.

Под таким «давлением» традиции восстановили и неукоснительно выполняли. Пока охотники собирались и выезжали на охоту, становясь «на номера», у кухонных служителей были свои заботы. В лес выезжал целый обоз громоздких экипажей. Все это называлось царской кухней.

Повара за приготовлением обеда в лесу во время царской охоты.

Император Александр III (крайний справа), императрица Мария Федоровна (по правую руку от него) и участники царской охоты во время обеда в лесу; крайний слева (в шляпе) — князь В. Барятинский.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
400
1
5
5 дней

Египетский сонник, Изумрудная скрижаль и ещё 8 древних текстов, которые перевернули историю человечества

С доисторических времён до наших дней дошли тысячи невероятных древних текстов. Они были выгравированы на меди, красиво написаны на папирусе, выбиты на табличках. Иногда чернила содержали измельчённое золото и драгоценные камни. Все эти документы в разное время меняли устоявшиеся представления человечества о прошлом, открывали неведомые ранее высокоразвитые цивилизации, позволяя хоть краем глаза заглянуть в повседневную жизнь наших предков и расширить знания о тех древних временах.


1. Рукописи Дуньхуана


Дуньхуанские рукописи были найдены в 1900 году в тайнике, который находился в пещерах Могао в Дуньхуане (Китай). Невероятная коллекция рукописей содержала около 20 тысяч свитков, датируемых V-XI веками нашей эры. Более 9 столетий они были спрятаны от людских глаз. Содержат они в основном буддийские священные тексты. Также среди них есть даосские, несторианские христианские и манихейские тексты. Кроме этого есть рукописи, содержащие различные сведения по таким светским наукам, как история, астрономия, математика и литература.

Поль Пеллио изучает дуньхуанские рукописи в пещере Могао в Дуньхуане, Китай, в 1908 году. / Фото: commons.wikimedia.org

Дуньхуанские рукописи — это невероятно богатое полотно повествований, посвящённых различным сферам жизни обычных людей. Они предлагают уникальную возможность получить информацию о том, как жило общество в те времена, как относились к родителям, как управляли хозяйством и каковы были бытовые проблемы. Данные тексты дали учёным бесценные сведения о коллективном духе прошлых эпох.

2. Кангьюр, написанный чернилами из девяти драгоценных камней


Тибетцы с древних времён практиковали некую форму шаманизма, называемую Бон. С VI по VIII века нашей эры буддизм начал постепенно проникать в этот горный регион. Учение Будды было переведено на тибетский язык, но окончательное его составление было достигнуто только в 14 веке. Это привело к созданию Тибетского буддийского канона, одна часть которого называлась Кангьюр «переведённые слова Будды».


Кангьюр (перевод слов Будды), написанный чернилами из девяти драгоценных камней, является одним из самых невероятных текстов древней истории. / Фото: commons.wikimedia.org

С оригинала были сделаны копии и этот текст распространился по всему Тибету. Одна из таких копий — Кангьюр. Эта копия была написана чернилами из девяти драгоценных камней. Такой документ единственный в своём роде во всём мире. Он абсолютно уникален. Чернила, использованные при написании этого Кангьюра, буквально сделаны из «драгоценных камней». Там содержится золото, серебро, кораллы, жемчуг, перламутр, бирюза, лазурит, медь и сталь.

Сначала все эти драгоценные материалы превратили в порошок и поместили в чашки, предназначенные для каждого ингредиента. Затем добавили немного пресной воды из горного источника или дождевой воды. Потом смешали с козьим молоком и добавили в чашки для получения чернил. Готовые чернила наносили кистью из соболиного меха на бумагу.

Помимо текста в Кангьюр есть и иллюстрации. Эти изображения были написаны в соответствии с художественной традицией Занабазара. Легенда гласит, что Кангьюр «сразу же вызывает душевное спокойствие и восхищение каждого, кто на него посмотрит».

3. Легендарная Изумрудная скрижаль


Изумрудная скрижаль, по словам историков — это табличка из цельного изумруда или похожего на него камня зелёного цвета. На ней начертаны все самые главные тайны нашей Вселенной. Происхождение данного артефакта по сей день окутано плотным туманом тайны и скрыто завесой древних преданий и легенд.

Репрезентативное изображение легендарной Изумрудной Скрижали, одного из самых невероятных текстов древней истории. / Фото: Adobe Stock

Согласно одной из них, изумрудная скрижаль была найдена в пещере, где находилась гробница Гермеса Трисмегиста. Говорят, что табличка была зажата в его руках. Другие предания гласят, что скрижаль была создана Сифом — третьим сыном Адама и Евы. Кто-то даже утверждал, что этот предмет хранился в библейском Ковчеге Завета. Другие говорят, что она была написана атлантами. Учёные утверждают, что никаких убедительных доказательств того, что Изумрудная скрижаль настолько древняя, нет. Исследователи предполагают, что она арабского происхождения и написана была приблизительно в 8 веке.

В своё время Изумрудная Скрижаль стала главной основой всей западной алхимии. Текст оказал ключевое влияние на алхимию Средневековья и Возрождения. Существует множество переводов скрижали и ещё больше толкований к ним. Несмотря на обилие информации, ни один человек в мире не может полностью перевести и постичь смысл написанного на табличке текста.

4. Египетский сонник


Египетский сонник представляет собой папирус с иератическим письмом. Найден этот документ был в древнеегипетской рабочей деревне Дейр-эль-Медина, недалеко от Долины царей. Он относится ко временам правления Рамзеса II (1279–1213 гг. до н. э.). Каждая страница этого древнего документа начинается со слов «Если человек видит себя во сне». Написаны они в виде вертикальной колонки. Горизонтально написан текст, описывающий сновидение. Ниже указывается интерпретация. Это самый древний документ, который содержит толкования снов.

Египетский сонник, иератический папирус, представляет собой невероятный текст, датируемый периодом правления Рамзеса II. / Фото: britishmuseum.org

5. Медный свиток


Медный свиток – это лишь малая часть очень необычного тайника I века. Найден он был в знаменитых пещерах Кумрана. Эти документы знакомы всем под названием «Свитки Мёртвого моря» или «Кумранские свитки». Медный свиток — особенный, его текст сильно отличается от остальных документов, обнаруженных в Кумране. Стиль, язык, жанр, содержание и носитель — всё это наводит на мысли о том, что этот артефакт был помещён в пещеру в совершенно другое время.

Демонстрация остатков Медного свитка, обнаруженного в Кумране. / Фото: commons.wikimedia.org

Учёные говорят, что Медный свиток — это самый уникальный, самый важный и наименее понятный документ из всех Кумранских текстов. В этом документе содержался список мест, где хранятся сказочные сокровища. Всего этих мест 64. В основном - это клады золота и серебра, которые исчисляются тоннами. Также там есть сведения о священных сосудах и одеждах. Так как часть документа подверглась коррозии, то точно воссоздать текст невозможно, да и сведения, которые там содержатся, описаны в общих словах. На сегодняшний день этот захватывающий артефакт вызывает споры, порождая массу теорий. Пока никому не удалось расшифровать полностью текст и найти хотя бы часть описанных сказочных сокровищ.

6. Список шумерских царей


«Список шумерских царей» - это древняя рукопись, написанная на шумерском языке. В ней перечислены цари Шумера, а также соседних государств, а также время их правления и территории, которыми они правили. Найден этот документ был в современном Ираке, где когда-то находились процветающие шумерские города. Список является одним из самых интригующих артефактов и невероятных текстов, когда-либо обнаруженных археологами.

Глиняные таблички, на которых начертан список шумерских царей. / Фото: commons.wikimedia.org

Документ поразил учёных тем, что в нём содержатся имена царей, которые до этого считались мифическими. Он невероятно ценен для науки, так как помог восстановить период истории, который учёные считали не более чем легендами. Текст отражает очень древние традиции и в то же время обеспечивает важную хронологическую основу, относящуюся к различным периодам царствования в Шумере. Список шумерских царей подтвердил множество событий, описанных в библейской книге Бытие.

7. Древние бамбуковые медицинские книги Бянь Цюэ


В 2013 году археологи обнаружили 920 бамбуковых полосок в четырёх гробницах династии Западная Хань (206 г. до н. э. — 24 г. н. э.). Они находились в городе Тяньхуэй и содержали рецепты лечения недугов. Возраст этих текстов насчитывает более 2000 лет. Их анализ показал, что некоторые из них были написаны легендарным Бянь Цюэ, первым известным врачом Китая. Исследователи были поражены передовыми сведениями, изложенными в этих медицинских документах. Многие из них посвящены таким сферам, как хирургия, гинекология, дерматология, офтальмология и даже травматология. Кроме того, около двух сотен табличек посвящены лечению лошадей. Эти документы учёные признали одним из важнейших ветеринарных трудов древнего Китая.

Портрет Бянь Цюэ, который, как полагают, написал сотни бамбуковых полосок, которые теперь считаются невероятными медицинскими рукописями. / Фото: commons.wikimedia.org

8. Свод законов Хаммурапи


Свод законов Хаммурапи является одним из самых знаменитых сборников законов древнего мира. Царь Хаммурапи, правивший с 1792 по 1750 год до нашей эры, был шестым правителем Первой династии Вавилона. Он превратил Вавилон в одно из самых могущественных и крупных держав своего времени. Ко времени кончины Хаммурапи, Вавилону была подконтрольна вся Месопотамия. К сожалению, преемники великого царя не смогли сохранить его могущественную империю. Свод законов был надолго утерян, а вновь его открыли археологи лишь в 20 веке. Содержание поразило исследователей: там были описаны различные виды преступлений и наказания, которые должны применяться в каждом отдельном случае. Этот документ ещё называют системой правосудия «око за око».

Свод законов Хаммурапи. / Фото: commons.wikimedia.org

9. Рукописи Такенучи


Манускрипт Такенучи ? это целая серия загадочных документов, которые более 15 веков назад переписал человек по имени Такенучино Матори. Он использовал для этого смесь японских и китайских иероглифов. Текст был им взят из ещё более древних рукописей. Согласно легенде, «боги» написали оригинальный манускрипт божественными символами много тысячелетий назад. В этом необычном документе описана история человечества с момента его создания и до появления христианства. В нём говорится об эпохе, когда люди жили в мире и гармонии под управлением сына верховного Бога.

Изображение Такенучи периода Эдо. / Фото: harvardartmuseums.org

Все попытки учёных выяснить происхождение и подлинность документов Такенучи сегодня являются невыполнимой задачей. Дело в том, что оригинальные рукописи предположительно были конфискованы государственными властями, а затем утеряны. В результате появилось много спекуляций и околонаучных теорий.

10. Рукописи Тимбукту


Небольшой город Тимбукту расположен у ворот пустыни Сахара на территории современного Мали. Это плодородная зона Судана и один из городов Африки, чьё название связано с самой захватывающей историей. Основан он был в V веке и стал интеллектуальной и духовной столицей, достигнув своего золотого века в XV и XVI веках.

Каких-то 700 лет назад это был оживлённый центр, куда съезжались торговцы не только из стран Африки, но и из Европы. Здесь торговали золотом, солью, слоновой костью и рабами. Также здесь находился идейный центр, где воедино слились философия, интеллектуальная мысль и религиозные верования. Именно здесь можно было приобрести редкие книги.

Невероятные древние тексты Тимбукту бросают вызов представлениям об африканской культуре, демонстрируя глубину и сложность интеллектуальных и научных поисков в исторических африканских обществах. / Фото: flickr.com

Рукописи Тимбукту представляют собой впечатляющее зрелище. Их страницы, обтянутые верблюжьей, козьей или телячьей кожей, написаны золотыми, красными и чёрными чернилами. Всё это с поразительной каллиграфией на арабском и африканском языках. Между тем, эти невероятные древние тексты также содержат интригующее множество геометрических рисунков. Они включают в себя Коран, суфизм, философию, право, математику, медицину, астрономию, науку, поэзию и многое другое. Манускрипт Тимбукту предлагает заглянуть в умы выдающихся мыслителей той эпохи, чтобы лучше понять, как в те времена наши предки видели мир.
Поделись
с друзьями!
661
4
10
10 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!