Когда боги были цветными: неожиданный взгляд на античные скульптуры

Если задать вопрос, какого цвета античные статуи богов и героев, даже школьник ответит, что они белые. Это вполне логично, так как изготавливали свои шедевры греческие и римские мастера из мрамора, который имеет, в основном, белоснежный цвет.

Выставка «Пестрые боги» (Bunte Götter) из Дании, успешно проводимая с 2003 года в самых известных музеях Европы и США, ломает устоявшиеся стереотипы и показывает античные скульптуры такими, какими их видели современники Мирона, Фидия и Праксителя.

РЕКЛАМА

Долгие столетия считалось, что античные скульптуры из мрамора были белыми. Лишь относительно недавно, благодаря инновационным методам анализа материалов, ученым удалось установить тот факт, что древние мастера раскрашивали свои изваяния, причем в весьма смелую цветовую гамму.

Эксперты установили, что на многих фигурах богов и героев были нарисованы детали одежды и почти у всех присутствовала роспись лиц. В древнем мире использовались яркие краски растительного и минерального происхождения, которые имели один важный недостаток – невысокую стойкость. Очевидно, статуи, подвергавшиеся атмосферным воздействиям, приходилось регулярно «подновлять».

Восстановленная роспись античных горельефов

Основным экспонатом выставки «Пестрые боги» является фигура лучника с западного фронтона храма Афайи на о. Эгина, созданная около 500 г. до н. э. Ученые предполагают, что скульптура изображает Париса, по вине которого началась кровопролитная Троянская война.

Лучник из храма Афайи

Проведя исследование мраморной скульптуры при помощи ультрафиолетового рефлектографа, специалисты с удивлением обнаружили, что некогда считавшийся обнаженным лучник, оказался одет в яркую, облегающую тело одежду. Узоры были тщательно проработаны – самые мелкие детали имели размер всего 2 мм! Эксперты не могут объяснить, зачем понадобилась такая филигранность для украшения статуи, располагавшейся на высоте более 10 метров – возможно это была прихоть заказчика или просто фирменный стиль ваятеля.

Реконструкция лучника
РЕКЛАМА

Исследования этой и многих других скульптур показали различную степень выветривания поверхности мрамора, что свидетельствует об использовании красок, отличавшихся по происхождению и плотности. Химический анализ, взятый с разных участков поверхности, показал наличие в пигменте киновари, медной лазури, медной зелени, красной и желтой охры, а также тончайшего листового золота.

Реконструкция головы воина

Кора Пеплофора (носящая пеплум), Музей Акрополя, Афины, 530–520 гг. до н.э

Но химический и спектральный анализ – это не единственное доказательство состоятельности теории «пестрых богов». В экспозиции выставки представлена голова одной из греческих скульптур воина, на шлеме которого сохранилась роспись, заметная невооруженным глазом. Эта находка будоражила умы археологов и искусствоведов с 60‑х годов прошлого века, но доказать без специального исследования тот факт, что этот случай украшения не единичен, было невозможно.

Голова Калигулы, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген, 37–41 гг
РЕКЛАМА

Торс в панцирном доспехе, Музей Акрополя, Афины, ок. 470 г. до н.э.

Тесей и Антиопа из храма Аполлона в Эретрии (о. Эвбея) кон. VI в. до н.э.

Реконструкция одежды на фигуре Артемиды

Раскрашенные статуи представляли для жителей античного мира особую ценность. Что касается точки зрения современного человека, привыкшего к классическому, однотонному исполнению этих шедевров, то они кажутся как минимум странными, а как максимум – безвкусно-кричащими.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
858
3
16
34 месяца
РЕКЛАМА
А мне понравились рисунки и расцветки
10 2 34 месяца • Ответить
Разукрашенные статуи оживают.
9 2 34 месяца • Ответить
Спасибо. Было интересно. Вот уж никогда бы не подумал.
2 34 месяца • Ответить
Еще в 1970-х А.Ф. Лосев - наш отечественный ученый убедительно доказал, что античные статуи раскрашивались. Статья "О специфике эстетического отношения античности к искусству" (1974). Н. Брагинская также доказала, что некоторые из них одевались ("Театр изображений" 1979).
12 34 месяца • Ответить
Согласен совершено. Тоже читал об этом чуть ли не в "Науке и Жизни" примерно в указанные Вами годы. С уважением..,
1 34 месяца • Ответить
Еще одно доказательство тяги человека к прекрасному, все в голове,раскрашенное или монохромное,сегодня уродливое, завтра привычное, человек находит красоту в любом проявлении жизни
2 34 месяца • Ответить
Красота в глазах смотрящего ;)
34 месяца • Ответить
Удивили,впервые читаю,спасибо за новую для меня информацию!
2 34 месяца • Ответить
Раскрашенные не понравились вообще...
6 1 34 месяца • Ответить
Необычно. Много ещё тайн и открытий.
Наш мозг не всегда легко воспринимает информацию нового плана.
Скорее всего так и было.
1 34 месяца • Ответить
безвкусно-кричащими!?!?! Да это их так безвкусно покрасили. Ей Богу, как будто раскрашивал ребенок. Дайте эти вещи раскрасить профессиональным художникам и увидите разницу. Каменщики и скульпторы создали шедевры, а художника типа взяли подешевле что ли??? Не городите ерунды! В статье отражена чья то точка зрения, и она явна занижает ценность предметов искусства того времени.
8 34 месяца • Ответить
Узоры на тканях великолепны;причёски женских персонажей совершенно восточные, я думала, гречанки собираливолосы в пучок, но лицо Артемиды изваяно неумело. Спасибо за интересную статью!
1 34 месяца • Ответить
Тема интересная, а также комментарри про Лосева, Брагинскую и "Науку и жизнь" 70-х гг.
Красили лица и выбирали скульптуры явно не те художники - у нас даже подносы и шкатулки тоньше расскрашивают, чем на этих фото.
6 34 месяца • Ответить
Соглашусь с мнением, высказанным выше - те, кто решил эти статуи раскрасить, явно перестарались. Наверняка, в оригинале все это выглядело совсем по-другому.
34 месяца • Ответить
Мне очень понравились цветные версии! Всегда "слепой" мрамор порождал ощущение неестественности
33 месяца • Ответить
Итак, что мы выяснили? Древние очень любили дрэды и паттерн. Специфично,но если посмотреть со стороны на нашу цивилизацию...))
3 месяца • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!