Весеннее настроение. Рассказ


— Ты где шлялась?
В ответ раздалось глупое хихиканье.

— Я тебя спрашиваю, где ты шлялась? Это уму непостижимо, мы её ждем, волнуемся, ночей не спим, а она болтается непонятно с кем!

Весна поправила венок из одуванчиков и снова захихикала.

— А у нас, между прочим, уже конец апреля! Где, кстати, этот негодник?

Природа сунула руку под стол и за ухо вытащила мальчишку-апреля.

— Кому я говорила, что ты тёплый весенний месяц? Какой снег, а? Кто тебя этому научил?

— Пустите, маменька! - Апрель попытался вырваться, но Природа еще сильнее закрутила ухо, - Ай, ай, ай!

— Я тебя, негодник, спрашиваю, откуда ты снег взял?

— У неё! - Апрель показал на Зиму, кутающуюся в белую шубку, вырвался и снова залез под стол. Уже оттуда, он показал Природе язык. Но осторожно, чтобы она не увидела.

— Ты где сейчас должна быть? - Природа грозно двинулась к Зиме. - В каком полушарии?

— Не хочу! - Зима гордо задрала белобрысую голову, - Там сезон дождей, никакого снега, противно…

— Ах она не желает! А саванна без дождей - это нормально? А рассаду мне всю поморозила, это тебе нравится? Значит так, быстро собрала чемодан и в Южное полушарие. Чтобы через полчаса духу твоего здесь не было. А будешь артачиться - включу глобальное потепление. Будешь вечно по грязи хлюпать.

Зима скорчила обиженную рожицу, но послушно пошла в свою комнату собираться.

— Теперь с тобой, - палец матери указал на Весну, - чтобы через неделю у меня всё цвело. И зелени побольше. А дождей - поменьше, мне ещё картошку сажать.

Весна опять захихикала и потихоньку подмигнула Маю, украдкой выглядывающему из-за двери. Заметив это, Апрель погрозил кулаком сопернику, заставив того спрятаться.

— Дурак ты, - к Апрелю сзади подползла крошка Лето, - девушкам цветы дарить надо. Вот дарил бы Весне - была бы твоя. А так она к Маю уйдет.

Апрель на минуту задумался, что-то прикинул, загибая пальцы, и вытащил из-за спины мешок. Развязал горловину и принялся доставать: маленькое тёплое солнышко, букет подснежников, ворох клейких листочков, распустившуюся сирень.

Весна заулыбалась и кокетливо поправила волосы....

А где-то далеко метеорологи чесали в затылках и хмурили брови, не в силах объяснить резкое потепление.

Александр "Котобус" Горбов
Источник: author.today
Поделись
с друзьями!
331
3
3
2 дня

Цветочный натюрморт Яна де Хема: аллегория жизни и смерти

В «Золотом веке» голландской живописи в XVII веке натюрморт окончательно стал самостоятельным жанром живописи, который в образной форме воплотил мировоззрение человека. Особое место в этом периоде занимают цветочные композиции Яна Давидса де Хема, которые прославляют красоту флоры и в то же время хранят в себе множество скрытых символов.


«Автопортрет» около 1630-1635 гг. Автор: Ян Давидс де Хем

Рассмотрим его картину «Цветы в вазе». В этой работе де Хем создает гармоничную композицию из тридцати одного цветка, овощей и зерновых культур, уравновешивая их цвета и формы. Несмотря на иллюзию реальности, этот букет никогда не существовал на самом деле, так как цветы принадлежат к разным временам года. Воображение художника восхитительно! Включая те или иные виды цветов и насекомых, художник включал в полотно определенное смысловое значение.

Ян де Хем | Цветы в вазе

Начнем с фундамента натюрморта — вазы. В этой композиции де Хим подчеркивает округлость от мраморного постамента и стеклянной вазы, отражающей окно студии, до обильного цветения и изогнутых стеблей хмеля и пшеницы. Кстати, круг и овал — любимые геометрические формы мастеров барокко. Округлость перекликается и с изогнутой формой улитки и гусеницы. Луковичная форма стеклянной вазы усилена декоративными линиями, которые сходятся в центре, уравновешивая композицию.

Ян де Хем | Цветы в вазе (Фрагмент)

У основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Используя закрученные стебли, листья и лепестки, де Хем направляет взгляд зрителя. Мы смотрим на горох в левом нижнем углу, наш взгляд двигается выше и поворачивает у грозди цветов в самом центре, после чего двигается вправо вдоль изящного стебля пшеницы. Колос пшеницы — символ хлеба, тела Христова.


Тему бренности жизни мы видим и в маленьком сюжете у белого центрального цветка: гвоздика подвергается нападению насекомых. Они уже разорили листья и, вполне вероятно, направят свои силы на остальные цветы композиции. Такие элементы, с одной стороны, призваны напомнить нам о хрупкости жизни и приближающейся смерти, подчеркивая популярную идею vanitas (Vanitas vanitatum et omnia vanitas «Суета сует и все — суета») — тщеславие и привязанность к мирским вещам. А с другой стороны, добавляют натюрморту динамики и живости. Гусеница, куколка и бабочка вместе означают жизненный цикл и стадии земной жизни человека, смерть и воскресение. Улитка ассоциируется с душой грешника.

Ян де Хем | Цветы в вазе (Фрагмент)

Главный цветок композиции — мак — напоминает о скоротечности живой красоты, а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель.


В букете мы видим ещё символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине тридцатых годов XVII века достигла поистине степени безумства, когда за цену луковицу тюльпана редкой окраски можно было купить целый дом). © Artifex.ru



Соединив фламандскую точность с геометрической строгостью голландцев, Хем создал оригинальный и утонченный стиль. Яркие гармонично подобранные цвета и оттенки, энергия и непрерывное движение даже на таком статичном жанре как натюрморт, четко подобранная композиция и гениально скрытые аллегории — отличительные черты работ Яна де Хема и его значительный вклад в «Золотой век» Голландии.

«ЦВЕТОЧНЫЙ БУКЕТ В СТЕКЛЯННОЙ ВАЗЕ, РАСПЯТИЕ И МЁРТВАЯ ГОЛОВА»

«ЦВЕТЫ В ВАЗЕ В НИШЕ»

ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ «ЦВЕТЫ В СТЕКЛЕ И ФРУКТЫ» XVII ВЕК

«MEMENTO MORI С ЧЕРЕПОМ ПОД ВАЗОЙ С ЦВЕТАМИ» 1660Г.

«КАРТУШ С ФРУКТАМИ И ЦВЕТАМИ И БОКАЛОМ ДЛЯ ВИНА» ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ

ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ «ВАЗА С ЦВЕТАМИ» 1645 Г.

ЯН ДАВИДС ДЕ ХЕМ «ВАЗА С ЦВЕТАМИ И ЯГОДАМИ»

Букет в стеклянной вазе.
Поделись
с друзьями!
156
1
3
2 дня

Взглянуть правде в лицо: работающие вопросы к себе

Любой ответ себе на такие вопросы – это приглашение «копнуть глубже». Хотите лучше узнать себя - задайте их мысленно самому себе.


Готов ли я взглянуть правде в лицо?


Дженет Коннер в своей книге Writing Down Your Soul: How to Activate and Listen to the Extraordinary Voice Within (Conner, 2008) приводит примеры четырех типов неконструктивных форматов вопросов, адресуемых пишущими в дневник самим себе и Миру.

Она пишет о том, что «закрытые вопросы» (те, ответом на которые может быть «да» или «нет») лучше всего адресовать самому себе, например: «Готов ли я взглянуть правде в лицо?» или «Действительно ли я хочу стать более эмпатичным, способным к состраданию человеком?»

Любой ответ себе на такие вопросы – это приглашение «копнуть глубже». Будучи адресованными Миру (как его ни назови), «закрытые» вопросы гораздо менее эффективны для понимания своей жизни и судьбы.

Люди очень часто задаются вопросом «почему», в смысле, «какова причина того или иного события или переживания в моей жизни». «Почему это случилось со мной?..» Это не самый конструктивный из вопросов для самопознания, хоть и распространенный. Нет гарантии, что причину вообще удастся найти; нет гарантии, что удастся найти «единственно правильную», истинную причину; а даже если и удастся – нет гарантии, что знание этой причины поможет человеку изменить свою жизнь в желаемую сторону.

Чаще всего «причинами» наших выборов и состояний оказываются поступки других людей в прошлом, на которые мы повлиять из «сейчас» не можем. В разных психотерапевтических традициях вопрос «почему» считается не самым лучшим из возможных (в частности, еще и потому, что он часто вызывает ассоциации из детства с «Почему ты это сделал?!» - и желание оправдываться и защищаться). Однако в форме «почему важно» этот вопрос приобретает совсем другой оттенок и значение. Он становится вопросом о ценностях и смыслах: «Почему вам важно было поступить в той ситуации так, а не иначе?» В таком виде он оказывается вполне признанным.


Еще один из типов вопросов, которые Коннер считает неконструктивными для самопознания, это вопрос о сроках: «Когда в моей жизни произойдет желаемое или перестанет происходить нежелательное?» Более конструктивная версия подобного вопроса – это: «Как мне нужно измениться / что мне нужно начать делать по-другому, чтобы в моей жизни произошло желаемое или перестало происходить нежелательное?»

Последний тип неконструктивных вопросов по Коннер – это вопросы о другом человеке. Когда мы ведем дневник, особенно когда письменные практики становятся для нас формой духовной практики, имеет смысл писать именно о себе – о своих переживаниях, об их смыслах, о собственном развитии. Писать для того, чтобы как-то повлиять на поведение другого человека – не эффективно. Поведение другого человека может измениться после того, как изменится наше собственное поведение – вследствие изменившегося в ходе письменных практик самопонимания.

Конструктивные вопросы


Дженет Коннер в свое время начала коллекционировать эффективные, «работающие», конструктивные вопросы, которые можно применять для письменного самоисследования, и в ее коллекции более 200 подобных вопросов. Они составляют пять основных категорий.

1. Вопросы, поддерживающие развитие осознанности


«Где я чувствую, что застрял(а) в своем движении? Что мне мешает?»
«С чем мне сейчас необходимо разобраться в первую очередь? Какие решения нужно принять?»
«Какие условия мне необходимы, чтобы принять правильное решение?»
«Как я отношусь к тому, что я чувствую по поводу происходящего?»
«От чего я отворачиваюсь, надеясь, что оно как-нибудь само исчезнет из моей жизни?»
«Что мне нужно, чтобы быть в большем ладу с собой?»
«Какие «части меня» сейчас хотят быть услышанными?»
«В какие моменты в течение дня я чувствую себя наиболее счастливой?»
«Что крадет у меня мою энергию? Где теряется моя энергия?»
«Чему мне сейчас более всего необходимо научиться?»
«Какие перемены грядут в моей жизни? Как я их распознаЮ?»
«Какой «продукт» производят мои тревоги и беспокойства? Что они вносят в разные области моей жизни?»

2. Вопросы, поддерживающие развитие понимания и осмысленности


«Какие мои решения привели меня в ту точку, где я сейчас нахожусь? От каких альтернатив я отказалась?»
«Что я делаю, чтобы отвлечься от важного?»
«Какие силы и способности мне нужны, чтобы стать более честным с собой и другими?»
«Какие мои убеждения легли в основу этого решения, этого поступка?»
«Какими мыслями, словами и действиями я подрываю свои собственные усилия, как я саботирую свое движение к мечтам, свое стремление действовать в соответствии со своими ценностями?»
«Что до сих пор мешало мне заняться тем, что для меня действительно важно?»
«Что «жмет мне на кнопки», запускает во мне автоматические поведенческие паттерны, которые мне хотелось бы изменить?»
«Каким тоном и какими словами я разговариваю с собой?»
«Что из того, что я делаю в повседневной жизни и на работе, я чувствую себя «вынужденным» делать? Как это для меня субъективно отличается от того, что я действительно хочу делать?»

3. Вопросы, способствующие глубинному самопониманию


«Какие свои стороны я не хочу принять? Что изменилось бы, если бы мне удалось их принять?»
«От чего я прячу голову в песок, как страус? Какого жизненного опыта и переживаний я избегаю? Сколько времени своей жизни я провожу «в позе страуса»?»
«Что я делаю «на автопилоте», воспроизводя поведенческий паттерн, который мне не особенно нравится? Как этот паттерн моего поведения влияет на окружающих меня людей?»
«Есть ли у меня привычная маска – косная форма самоподачи и общения? Или не одна?»
«Чего я в глубине души боюсь больше всего?»
«Каково мое призвание? Что я делаю в те моменты, когда чувствую себя собой – в высшем и лучшем смысле?»
«В какие моменты я испытываю внутреннюю цельность?»
«Отражает ли моя самоподача, мое внешнее окружение мой внутренний мир? Насколько, каким образом?»
«Что я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше любви?»
«Как я могу вернуть себе свою силу? Какова будет цена этого?»
«Что есть сокровенное желание моего сердца? Как оно возникло?»
«Ответ на какой вопрос я сейчас больше всего боюсь узнать?»

4. Вопросы, способствующие представлению и вызреванию предпочитаемого будущего


«Что запрещает мне мечтать?»
«Как я распознаю непривычные, возможно – грандиозные, но, тем не менее, реальные возможности?»
«Как выглядела бы и переживалась бы изнутри моя жизнь, если бы то, чего я хочу и о чем мечтаю, сбылось?»
«Чем бы я занималась, если бы меня вообще ничто не ограничивало?»
«Какой след мне бы хотелось оставить в мире?»
«Что я могу сделать, чтобы во внешнем мире воплотилось лучшее из содержаний моего внутреннего мира?»
«Верю ли я в то, что могу изменить свою жизнь, могу так или иначе изменить мир? Как я знаю это?»
«Что мне нужно делать и каким образом, чтобы проявить в мире то, к чему я стремлюсь?»

5. Вопросы, поддерживающие проявление, творение предпочитаемого будущего


«Что сейчас важнее всего? О чем мне нужно сейчас спрашивать?»
«С чего мне нужно начать движение к предпочитаемому будущему?»
«Что может поддержать меня в движении в предпочитаемом направлении?»
«Какое минимальное изменение я могу совершить уже сейчас?»
«Что мне нужно отпустить, от чего освободиться, чтобы мочь жить так, как мне хочется?»
«Как мне чувствовать себя спокойнее, несмотря на неизвестность будущего?»
«Что находится в разрыве между тем, как дела обстоят сейчас, и тем, чего я хочу? Как мне преодолеть этот разрыв?»
«Что нужно сделать сегодня?»


Автор Дарья Кутузова
Источник: econet.ru
Поделись
с друзьями!
232
3
8
2 дня

Какими были офисы сто лет тому назад

Все мы знаем, как выглядит сегодня типичный офис — столы с компьютерами, офисная техника, кулер с водой… Кому-то повезло работать в собственном кабинете, кто-то мучается от шума в офисе open space. Многие представители офисной братии любят рассматривать необычные интерьеры, в которых работают счастливчики — сотрудники таких гигантов, как Google и ему подобные. В любом случае офис для нас — знакомая и привычная «среда обитания». Но как они выглядели сто лет тому назад? Многое ли изменилось за последний век? Давайте узнаем вместе, заглянув в эту подборку старинных фотографий, на которых запечатлены офисы различных компаний и государственных учреждений начала XX века.

Офис судебного департамента, Цинциннати, 1914 год.

Офис компании по организации грузоперевозок, 1911 год.

Компания L. L. May, 1911 год.

Редакция Statesman Journal, 1913 год.

1914 год

Офис компании Swift & Co, Денвер, 1917 год.

1914 год

1914 год

Офис Gaint Clothes Store, 1912 год.

Брокерская контора, 1910 год.

Компания Salida, Co, 1911 год.

1912 год.

Железнодорожная станция Вустер, 1914 год.

Финансовый отдел железнодорожного департамента штата Пенсильвания, 1910 год.

Бухгалтерия компании National Lead Co., 1917 год.

Dr. Tichnors Antiseptic Co, Новый Орлеан, 1917 год.

Главное управление Elmer Candy Co., 1917 год.

Roebuck & Co, Чикаго, 1913 год.

1911 год

Бюро страхования от военных рисков, Смитсоновский институт, Вашингтон, 1917 год.

Счетная палата Первого Национального банка США, 1915 год.

Офис редактора газеты Waconia Patriot, 1915 год.

1913 год.

Офис компании White Brothers Hardwood Lumber, Сан-Франциско, 1910 год.
Источник: bigpicture.ru
Поделись
с друзьями!
169
1
8
2 дня

Зеркала с секретами на картинах известных художников. От странного - до страшного

Если хочешь пощекотать нервы, как следует развлечься и испугаться, загляни в зеркало. Это знают девушки, гадающие в ночь перед Крещением. Это знают те, кто читал «Светлану» Жуковского. Это знал Пушкин, который в последний момент решил смилостивиться над Татьяной Лариной и читателем, и отменил жуткое гадание на зеркалах. Там граница между жизнью и смертью, правдой и ложью, реальностью и иллюзией. Мы не испугались и выбрали 7 необычных живописных зеркал, в которые стоит вглядеться повнимательнее. Это такие зеркала, которые дают больше вопросов, чем ответов. Которые защищают свои секреты. От взгляда на которые делается неуютно. Но иногда — и радостно.

Картины по мотивам баллады Василия Жуковского "Светлана". Слева: картина Карла Брюллова "Гадающая Светлана" (1836, Нижегородский государственный художественный музей). Справа: картина Александра Новоскольцева "Светлана" (1889, Вольский краеведческий музей, Саратовская область).

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
С Татьяной нам не ворожить.
(А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава V)

Гости в зеркале ван Эйка


Конечно, в этом обзоре не обойтись без одной из самых известных и самых загадочных картин в мире — «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка.

Портрет четы Арнольфини. Ян ван Эйк, 1434, 82×60 см

Эта картина переполнена деталями, которые наверняка были понятны заказчику картины и его современникам, но вызывают противоречивые толкования спустя столетия. Одна из таких деталей — зеркало в глубине комнаты, украшенное медальонами с изображением Страстей Христовых. Слева (со стороны мужчины) события медальона изображают эпизоды, имевшие место до смерти Христа, справа же (со стороны жены) — то, что было после смерти. Это аргумент в пользу теории о том, что портрет был заказан ван Эйку безутешным супругом в память о покойной жене. С другой стороны, само зеркало — символ Богородицы и непорочности невесты: аргумент в пользу того, что потрет свадебный (или же купец Джованни ди Николао Арнольфини захотел, чтобы посмертный портрет его супруги был исполнен в виде сцены бракосочетания).

Зеркало отражает двух входящих в комнату мужчин. Один из них, человек в синем, может быть автопортретом ван Эйка. Не зря же именно над зеркалом художник написал: «Johannes van eyck fuit hic», что обычно переводят как «Ян ван Эйк был здесь» (прочтение этой фразы и её перевод тоже имеет несколько версий).

Зеркало на картине "Портрет четы Арнольфини"

и подпись автора картины над ним

Вероятно, с этой картиной был знаком Диего Веласкес: она ещё с 1530 года входила в испанскую королевскую коллекцию, а Веласкес был придворным художником. И под её влияем создал свой шедевр с зеркалом и отражённой в нём парой.

Королевская чета в зеркале Веласкеса


«Менины» Веласкеса — ещё одна картина с множеством неизвестных. На кого смотрит художник — на нас или на вошедших в комнату короля и королеву? О чём, кроме того, что ему понравился ван Эйк, он говорит нам с помощью этого зеркала? Он приглашает и нас войти внутрь картины? Или показывает, что в жизни всё расплывчато, иллюзорно, а вот то, что вывел своей кистью на полотне великий Веласкес, гораздо реальнее отражения в зеркале? «В чем сила, брат?» — «В искусстве.»

Менины. Диего Веласкес, 1656, 318×276 см

Самый главный вопрос: что за картину пишет Веласкес? Возможно, король и королева не просто заглянули в мастерскую к художнику (хотя могло быть и такое — художника и Филиппа IV связывала не только служба, но и дружба), а для того, чтобы позировать: в зеркале они на фоне драпировка — готовый портрет . Кстати, висит зеркало среди картин, запросто можно перепутать, а это снова подталкивает к мысли об иллюзорности всего, в том числе границы между иллюзией и реальностью. Но парного портрета королевской четы в наследии Веласкеса нет. Зато он писал их по одному, так что мы может разглядеть тех, чьи лица в зеркале очень расплывчаты. Просто листайте вправо.

Менины. Фрагмент. Портрет Филиппа IV и Марианны Австрийской в зеркале Диего Веласкес

Ещё один нечёткий портрет в веласкесовском зеркале


Скажем прямо, в этой этой картине есть, чем полюбоваться. Но вдобавок к зрелищу зрители требуют ещё и фактов. Хочется знать, кто эта женщина, которая пленила Веласкес настолько, что он выступил в несвойственном ему жанре ню. Очевидно, сам художник предпочитал оставить это в тайне: отражение в зеркале крайне неразборчиво — лица не разглядеть. Более того, исследование картины показало, что изначально голова героини была чуть сильнее повёрнута влево и был виден нос женщины. Но художник отказался от этой идеи — возможно, опасаясь того, что так изображённая может быть опознана. Ну, или того, что мы будем недостаточно сильно заинтригованы.

Спрашивается, зачем он тогда вообще вводил в картину зеркало. Тут всё просто: писать обычных женщин обнажёнными в ту пору было немыслимо, быть без одежды могли только богини, а зеркало мгновенно превращает любую женщину с картины в богиню, потому что оно — традиционный атрибут Венеры.

Венера перед зеркалом, Диего Веласкес, 1651, 122×177 см

Есть подозрение, что эта же женщина присутствует и на картине Веласкеса «Пряхи» — уже одетая, но снова без лица.


У биографов Веласкеса есть одно предположение. Что во время своего второго путешествия по Италии живописец, состоявший в законном браке, завёл роман с юной римской художницей по имени Фламиния Трива (Flaminia Triva). По другой версии, её звали Фламиния Триунфи (Flaminia Triunfi) — это имя в связи с Веласкесом упоминает Антонио Паломино, автор сборника биографий живописцев Испании «Музей живописи и оптическая шкала», эдакий испанский Вазари. Так вот, Веласкес будто бы завёл роман, написал коллегу обнажённой, уехал (и никогда больше не посетил Италию), а она родила от него сына Антонио.

А у Босха с зеркалом что-то не то...


Дело происходит в аду, то есть на правой створке триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Вместо зеркала красавице предложена задница монстра. За что она отбывает тут свой срок? Возможно, её грех — похоть, а её внешнее сходство с Евой с левой створки триптиха совсем не случайно.

Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент Иероним Босх Живопись, 1500-е

Не исключена также гордыня. Именно с помощью зеркала, предоставляемого нечистью, этот грех проиллюстрирован в приписываемой Босху работе «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Глаза девушки закрыты: может, она при жизни злоупотребляла самолюбованием, а теперь не хочет вечно смотреться в зеркало?

В «Саде…» Босха зашифрованы многие популярные поcловицы (да, Брейгель не первый стал развлекаться иллюстрированием народных выражений, часто крепких). И эта сцена может быть визуализацией пословицы «Если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта», доходчиво предупреждающей о наказании за гордыню.

Гордыня. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. Фрагмент Иероним Босх Живопись, 1485

Чертовщина у Мане


Неправильное, невозможное, необъяснимое — не редкость на картинах Эдуара Мане. При этом никогда нельзя сказать точно — художник ошибся или так задумал. Например, когда допустил возмутительное соседство на столе устриц и кофе и то ли отправил плескаться в реке женщину-великана, то ли нарочно сжал перспективу. Но в картине «Бар в Фоли-Бержер» ошибается, врёт и/или запутывает будто бы уже и не сам Мане, а зеркало в золотой раме, на фоне которого стоит девушка в бархатном платье. Да-да, весь этот шум и гам, с выпивающими зрителями и летающими в воздухе гимнастами, не у неё за спиной, а у нас.

А в этом зеркале бутылки стоят не на том месте стола, где они стоят в реальности (будем считать таковой передний план картины). И это зеркало изрядно полнит девушку: со спины она выглядит слишком массивной. Ладно, зеркало, которое полнит, не фокус: такие и сейчас можно встретить в каждой второй примерочной универмага. Но девушка из отражения наклонилась к мужчине и, может, даже разговаривает, флиртует с ним. Тогда как девушка из реальности переднего плана стоит ровно, смотрит безучастно.
Художник не сообщил, что хотел сказать. А мы в этой зеркальной неразберихе вольны видеть свое. Отключившуюся на секунду от всей этой пошловатой суеты барменшу (с таким, как у неё взглядом, в кино мёртвые смотрят на своё бездыханное тело со стороны и осознают что-то важное, вот и она — будто отделилась на мгновение от своей рутинной роли, услышала тишину в эпицентре шумной вечеринки). Или же посетителя, у которого всё плывёт перед глазами от увеселений, шампанского с пивом, а может, и от неброской, но бесспорной красоты героини.

Бар в Фоли-Бержер. Эдуар Мане, 1882, 97×130 см

Магриттовское зеркало с багами


Скрывать человеческие лица — излюбленный приём Магритта: вспомните, хоть «Сына человеческого», хоть «Влюблённых». Когда Эдвард Джеймс, британский миллионер, покровитель сюрреалистов, заказал Магритту два своих портрета, художник прибег к проверенному методу: на одном он изобразил заказчика со светящейся лампой на месте лица, на другом — перед зеркалом, которое вместо лица воспроизводит затылок.

Воспроизведение запрещено. Рене Магритт 1937, 81.3×65 см

Картину «Воспроизведение запрещено» Магритт написал, опираясь на фото, которое сделал сам — в том же 1937 году в лондонском особняке Эдварда Джеймса: на снимке Джеймс стоит перед принадлежащей ему картиной Магритта «На пороге свободы».


А теперь, хоть воспроизведение и запрещено, картину Магритта с «неисправным» зеркалом воспроизводят кинорежиссёры, когда хотят вызвать у зрителя тревогу от непонимания происходящего и неуверенности в том, что реально, а что нет. В этом видео мы приводим примеры фильмов, цитирующих картину Магритта (также в ролике имеются и другие зеркала)

Entertainment

Дружеский жест Серова
Генриетта Гиршман считала, что этот её портрет своей композиционной игрой с зеркалами перекликается с картиной Веласкеса «Менины» (Серов Веласкеса любил и даже копировал). Современный зритель найдёт повод сравнить этот портрет и с картиной Магритта: смотрите, в зеркале, что за спиной Генриетты Леопольдовны, отражается вовсе не её затылок, а лицо! Зеркальное отражение зеркального отражения.

Но мы сейчас о другом. Взгляните в нижний правый угол зеркала с этого полотна: здесь прямое доказательство того что угрюмый, нелюдимый, неразговорчивый Серов, чьи портреты часто называли злыми, умел быть добрым и остроумным, не ко всем, но ко многим своим моделям относился с симпатией. Игорь Грабарь, написавший биографию Серова, утверждал, что Валентин Александрович был очень расположен к Генриетте Гиршман, «находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек, и очень симпатичной».


— Помню, как с обычной для него иронической улыбкой он благодарил меня за долготерпение, работа над портретом продолжалась полтора года — и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет ! (из воспоминаний Генриетты Гиршман)

Автор: Наталья Кандаурова
Источник: artchive.ru
Поделись
с друзьями!
531
1
8
7 дней

Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы

Что подразумевается под термином «трансгуманизм» и к чему он может привести: станут ли реальностью вечное счастье, бессмертие и неограниченные возможности человека? На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в нашей статье.


Что такое трансгуманизм?



Трансгуманизм является современным философским движением, основанном на предположении, что человек – это не заключительное звено эволюции, и, следовательно, он способен совершенствоваться до бесконечности. Сторонники этого движения уверены, что вполне реально устранить такие вещи как смерть и старение, многократно повысить физический и умственный потенциал. Для этого необходимо сосредоточить все силы на изучении научных достижений, перспектив и потенциальных опасностей технологий, науки, творчества и прочих способов, благодаря которым можно будет ступить за пределы фундаментальных возможностей человека. Появилось это философское движение в середине 20 века, и его история достаточно интересна. Рассказывать обо всем мы не будем, а укажем лишь на основные вехи.

Краткая история трансгуманизма


Корни термина «трансгуманизм» тянутся к давним временам. Первым, кто его употребил, был итальянский мыслитель, поэт и богослов Данте Алигьери (произведение «Божественная комедия»). Однако более современный смысл, который нам и нужен, это понятие приобрело лишь в 1957 году. Тогда известный эволюционист и биолог Джулиан Хаксли говорил о трансгуманизме, как о стремлении человека к самосовершенствованию с целью овладения новыми способностями и навыками (можете почитать его эссе «Новые бутылки для нового вина»). Но заметим, что еще в 1927 году в книге «Религия без апокалипсиса» Хаксли тоже употреблял этот термин.

Позже, в 1966 году ирано-американский футурист Ферейдун М. Эсфендиари (известен также под именем FM-2030) говорил о трансгуманистах, как о людях с особым мировоззрением и ведущих своеобразный стиль жизни, который направлен на самосовершенствование. Трансгуманисты, согласно ему, применяют новейшие научные и технические достижения, чтобы перейти к «постчеловеку» – существу с принципиально новыми возможностями (понятия «трансгуманизм» и «постчеловечество» часто употребляются совместно).

В 1980-х годах трансгуманизм уже стали понимать в значении, разнящемся с тем, что давал Хаксли. Его последователи были не теми, кто стремится стать более совершенными людьми, но теми, кто вообще не предполагает людьми оставаться. Трансгуманизм начал толковаться, как стремление к прекращению человеческой формы бытия и его замене новой формой существования. Сегодня многие трансгуманисты называют себя «Transhuman», чтобы не отождествляться с гуманизмом.

В 1988 году трансгуманизм начал еще больше набирать обороты. Вышел первый выпуск журнала «Extropy Magazine»,создателями которого стали два лидера движения – Max More и T. O. Morrow. Четыре году спустя они же основали Институт Экстропии, что послужило толчком к объединению разрозненных групп трансгуманистов. В итоге упомянутый выше Max More дал определение трансгуманизма, которое мы используем сегодня.

Трансгуманизм стал интеллектуальным и культурным движением, подтверждающим целесообразность и возможность фундаментального улучшения жизненных условий человека через использование прикладных технологий. Особое внимание здесь уделяется разработке и обеспечению доступности технологий, позволяющих устранить старение и повысить психологический, физический и интеллектуальный потенциал человека.


Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы


Основная цель трансгуманизма состоит в постоянном совершенствовании человеческого существа, для чего применяются инновационные технологии и другие методы. Но для успеха в достижении этой цели необходимо решать ряд конкретных задач:
  • Всячески способствовать техническому прогрессу

  • Изучать и внедрять научные и технические достижения

  • Устранять любые опасности и проблемы (в том числе и нравственные), мешающие внедрению инноваций

  • Использовать научно-технический прогресс для расширения свободы каждого человека

  • Искать новые способы отдаления (в идеале – полного устранения) старения и смерти, чтобы человек мог сам решать, когда ему умереть и умирать ли вообще

  • Всячески противостоять организациям и учениям, цели которых противоречат целям трансгуманизма (сюда относятся разные формы антипрогрессизма и антимодернизма, такие как традиционализм, религиозный фундаментализм, радикальный энвайронментализм – полный отказ от технического прогресса и т.д.)



Сторонники трансгуманизма всеми силами радеют за разработку новых технологий. К основным направлениям, требующим внимания и развития, они относят:

  • Информационные технологии

  • Биоинженерию

  • Генную инженерию

  • Нанотехнологии

  • Искусственный интеллект

  • Крионику (если просто – заморозка человека для разморозки (оживления) в будущем)

  • Загрузку сознания в память компьютера

  • Репродуктивные технологии

  • Клонирование

  • Создание ноотропов и средств повышения производительности

  • Создание средств для борьбы против страданий (антидепрессантов, энтактогенов, анальгетиков, анксиолитиков и т.д.)

  • Создание экзоскелета

  • Создание изолированного мозга

  • Пластическую хирургию

  • Экзортекс (если просто – внешняя система обработки данных для усиления интеллекта)


Большинство трансгуманистов уверены, что благодаря техническому прогрессу уже в 2050 году появится возможность создания постчеловека со сверхспособностями. Для этого сейчас все силы брошены на разработки в области молекулярных нанотехнологий, генной инженерии, нейропротезирования, нейрофармацевтики и прямых интерфейсов по схеме «компьютер – мозг». Кстати, по мнению трансгуманистов, благодаря тому, что скорость развития и реализации технологий становится все выше, не за горами время, когда важнейшие открытия будут совершаться практически одновременно, т.е. наступит эпоха технологической сингулярности. Что же касается конкретно проблем (или угроз), связанных с научно-техническим прогрессом и решаемых в рамках трансгуманистической философии, то к ним относятся следующие:
  • Генетическое дробление

  • Недостижимость

  • Презрение к плоти

  • Высокомерие

  • Угроза нравственности

  • Угроза демократии

  • Упрощение личности

  • Дегуманизация

  • Социальное дробление

  • Угроза существованию


Эти проблемы часто связываются не с прогрессом науки и техники или его последствиями, а с явлением трансгуманизма как мировоззрения. Противники трансгуманизма приводят в качестве аргумента против движения нерешенность этих проблем. Некоторые трансгуманисты стараются решить часть вышеназванных проблем, оперируя выводом из главного принципа трансгуманизма, который гласит, что человек обязан развиваться и подниматься по ступеням эволюции, используя любые возможные способы. А с учетом того, что эволюция предполагает выживание сильнейшего, получается, что с позиции трансгуманизма, любой, кто не эволюционирует, должен «освободить» место (жизненное пространство, ресурсы) для «новых» людей.

Но большинство трансгуманистов совершенно не разделяют такую позицию, считая, что развитие технологий (в особенности нанотехнологий) обеспечит человечество избытком жизненного пространства и ресурсов, которых хватит всем – и людям, и транслюдям, и постлюдям. Естественно, проблемы трансгуманизма, как и само это явление, не могли и не могут восприниматься всеми людьми однозначно, и есть огромное количество противников движения. Поэтому вокруг него ведутся оживленные (и даже ожесточенные) споры.

«За» и «против» трансгуманизма


Перспективы модификации человека стали причиной множества дискуссий и споров не только среди обычных людей, но, как и следовало ожидать, и в научных кругах. Например, американский писатель, философ и политолог Фрэнсис Фукуяма воспринял трансгуманизм, как самую опасную в мире идею. В целом же критика трансгуманизма и того, что он предлагает, представлена двумя основными формами (нередко они дополняют друг друга):

«Практическая» форма (возражения на тему достижимости трансгуманистических целей)

«Этическая» форма (возражения на тему мировоззрения и нравственных убеждений сторонников трансгуманизма и самих трансгуманистов)

Зачастую критики рассматривают цели трансгуманизма в качестве серьезной угрозы для общечеловеческих ценностей, социальных программ, гражданских свобод и прав. Несмотря на это, подобная критика лишена объективных оснований, ведь практически все трансгуманисты:

  • Поддерживают социальные программы, направленные на улучшение образовательной системы и развитие информационных технологий

  • Защищают личные свободы человека

  • Укрепляют традиции демократии

  • Поддерживают разработки по реализации технологий, способных решить проблемы экологического кризиса и бедности, улучшить качество жизни человека и т.д.



  • Помимо этого, проблема трансгуманизма рассматривается и как проблема выбора в направлении, по которому человек будет совершенствоваться. Если, например, религия предлагает использовать для этого свободную волю и последовательные усилия, то трансгуманизм подразумевает вмешательства на физическом уровне. Некоторые критики трансгуманизма проводят параллели между ним и евгеникой, гласящей, что сильные должны развиваться, а слабые – уничтожаться. Здесь критики указывают на то, что трансгуманизм отнимает у человека саму человечность, а также предполагает, что доступны новые технологии будут лишь элите общества, а остальные станут их рабочей силой или подопытными.

    Другие критики сопоставляют гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм. Главным предметом споров является вопрос о том, следует ли считать трансгуманизм ответвлением постгуманизма. К примеру, консервативные, христианские и прогрессивные критики считают трансгуманизм активной формой постгуманизма. Они указывают на то, что сходство двух этих течений состоит в создании нового вида разумного существа, который способен заменить человека, а значит, начать довлеть над ним и вообще уничтожить или полностью подчинить своей воле. Более резкие выпады в сторону трансгуманизма можно найти в фантастических фильмах и художественных произведениях, хотя в них зачастую рисуются некие воображаемые реальности, нежели анализируются существующие проблемы и делаются попытки их решения.

    Разбирать все «за» и «против» трансгуманизма можно и с других позиций, но мы не ставили перед собой задачу провести полноценное исследование этого вопроса, а хотели лишь дать пищу для размышлений и донести, что перспективы, которые может предложить трансгуманизм, на самом деле неоднозначны, и о них стоит задуматься. В Сети можно отыскать множество видео на тему того, какие опасности таит в себе это философское движение.
    Принимать или не принимать идеи трансгуманизма – личный выбор каждого. Но в любом случае необходимо смотреть на него через призму реалий нашего времени.

    Резюме


    Трансгуманизм, пусть и подвергается всевозможной критике и неоднозначным оценкам, представляет собой набирающее популярность международное интеллектуальное, культурное и идеологическое движение, поддерживающее применение научного знания и технологических возможностей. Его цель – усовершенствовать человеческую анатомию и познавательные способности. Как ни крути, цель эта призвана нести добро, ведь в перспективе люди смогут избежать тягот старения и заболеваний, причем рассматриваются они вовсе не как нечто неизбежное.

    Идеология этого движения говорит, что люди через различные трансформации и модификации могут стать сверхлюдьми с поистине фантастическими возможностями и способностями, и в итоге превратиться в постлюдей. Но есть и оборотная сторона этой медали – одновременно с воплощением идеалистических идей, трансгуманизм может привести и к осуществлению самых опасных замыслов в мире. И знакомая всем нам поговорка «Благими намерениями вымощена дорога в ад» подходит здесь как нельзя кстати.

    Как вы помните, в начале статьи мы говорили о Джулиане Хаксли. Не многие знают, но его братом был знаменитый английский писатель и философ Олдос Хаксли, написавший роман-антиутопию «О дивный новый мир». В нем автор описывает потребительское и разделенное на касты общество будущего. Эта тема нам близка, поэтому и мы можем задать вопрос: каким станет наш мир через несколько десятков лет, если идеи трансгуманизма будут воплощены? Будет ли человек счастлив? Будет ли он обладать неисчерпаемым потенциалом или же станет винтиком в антиутопическом обществе?

    Часто постчеловечество понимается как не-человечество. Но не станет ли это причиной конфликтов и еще более ужасных войн между «старыми» и «новыми» людьми? Хотелось бы надеяться, что этого не произойдет, и новейшие достижения и возможности науки приведут наших потомков (а может и нас с вами) к жизни в обществе, где царствует мир и добро, где решаются проблемы с болезнями, старением, смертью, где возможности человека огромны, но используются лишь во благо. Пусть это будет общество, глядя на которое мы сможем без угрызений совести сказать, что действительно счастливы в этом дивном новом мире.

    Автор: Кирилл Ногалес
Источник: 4BRAIN
Поделись
с друзьями!
344
19
32
7 дней

Как рождаются кристаллы: завораживающий ролик

Авторы проекта Cristallisation2 делают удивительные таймлапсы одного из самых завораживающих процессов в природе — образования кристаллов солей. Новые видео и макроснимки можно найти на сайте Beauty of Science


Ян Линг, автор популярного проекта Beautiful Chemistry, вернулся с новой творческой задачей: показать, как красивы химические и физические процессы, если за ними наблюдать с помощью хорошей камеры. Crystallization2 — только часть более обширного проекта, посвященного огромному разнообразию зрелищ, которые может подарить нам неживая природа.

Science & Technology

При кристаллизации происходит переход вещества из одной термодинамической фазы в другую. Для того, чтобы началась кристаллизация вещества из раствора, нужно достижение раствором определенных условий — температуры, давления или насыщенности. Запустить процесс можно, если раствор охладить (или нагреть — в зависимости от индивидуальных свойств веществ) или выпарить растворитель. Сначала в системе практически одновременно возникает множество центров кристаллизации — монокристаллов. При соприкосновении молекулы вещества ассоциируются с монокристаллами, и его грани растут.


Кристаллизация возможна не только из растворов. При определенных условиях кристаллы образуются из газов, расплавов и даже стекла.

Поделись
с друзьями!
347
0
3
11 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!