Неповторимый Магритт или «как понять сюрреалиста»

Творчество Рене Магритта знакомо людям, даже не интересующимся живописью целенаправленно. Странные люди в котелках с лицами скрытыми яблоками, птицами и прочими неожиданными предметами, слившаяся в поцелуе пара с наволочками на головах, трубка под которой написано "это не трубка"... Бессмысленные, но только на первый взгляд, полотна западают в память даже тем, кто не любит «такое». В чём же секрет притягательности Магритта и как нужно «читать» его полотна - попробуем разобраться ниже.

Влюблённые (1928)
РЕКЛАМА

Русскоязычные биографии мастера немногословны, но, подобно его полотнам, полны необычных, почти мистических эпизодов. Родился Рене в 1898 году в Бельгии. У него появилось двое младших братьев, он неплохо учился в школе – ничего необычного, на первый взгляд. Необычное началось после столкновения Магритта с живописью. Рене и его подруга выбрали местом для игр заброшенное кладбище, где и повстречали художника, рисующего местные аллеи. Эти встречи произвели большое впечатление на мальчика. Необычный антураж, возможно, первая, детская ещё влюблённость и одинокий волшебник с палитрой, в которой смешались все краски лета и чувства, зародили в мальчике благоговение перед живописью.

Медитация (1936)

Однако рука об руку с этой вполне романтической историей идёт и известие о самоубийстве матери нашего героя. Нельзя говорить о том, что это событие произошло бесследно для Рене, но, уже повзрослев, он говорил о том, что его как художника сформировала не эта трагедия, пусть и оказавшая на него влияние, а таинственные истории, вроде встречи с кладбищенским художником.

Между 1914 и 1915 годами Магритт создаёт свою первую работу, после чего бросает школу и переезжает в столицу, где устраивается вольным слушателем в художественную академию. Посещает которую, впрочем, не слишком усердно. Менее трёх лет ему хватает, чтобы бросить обучение. Несмотря на это, художник трудится над первыми полотнами. На ранние произведения Магритта, которые совершенно не похожи на всё последующее творчество мастера, оказывают влияние кубизм и футуризм. Мозаичность, коричнево-красно-жёлтая гамма при общей тусклоте красок – только искусствоведы смогут узнать в этих полотнах именитого бельгийца.

Автопортрет (1923)

Женившись, Магритт устраивается работать художником рекламы и афиш. Несмотря на ремесленническое направление работы, он получает возможность заниматься параллельно и живописью. Однако, ему требуется несколько лет для создания первой удачной (по мнению самого Рене) картины «Потерянный жокей», написанной в стиле сюрреализма. Последовавшая за этим первая персональная выставка не получает, тем не менее, благословения со стороны критики.

Образ жокея, кстати, надолго задержится в живописи Магритта. Нужно заметить, что мастер вообще будет очень привязан к своим находкам. Трубки, яблоки, птицы, мольберты, сливающиеся с пейзажем, парящие в воздухе каменные глыбы, котелки, листья-деревья будут встречаться друг с другом на разных картинах. Самое удивительное, что при использовании одних и тех же образов художник умудрялся рассказать каждый раз новую, непохожую историю. Также трепетно и внимательно домосед-Магритт воссоздавал на полотнах по частям интерьер собственной картины, вписывая в сюрреалистические пейзажи камины, оконные рамы, лестницы etc.

Сын человеческий (1964)
РЕКЛАМА

В 1927 году Магритт отправляется в Мекку всех живописцев – Париж, где пробудет почти десять лет и приобщится к французским сюрреалистам, заимствуя идеи, но продолжая идти собственным путём. Война застаёт мастера в Бельгии, оккупированной немецкими войсками. Магритт, желая поддержать соотечественников, принимает решение писать больше ярких жизнерадостных полотен, которые должны были оказывать подбадривающее влияние на зрителя. Из-за изменения цветовой гаммы и манеры рисования критики назвали этот период в творчестве художника «ренуаровским». Знаменитости же и расцвета художник достигает уже в послевоенный период, продолжая плодотворно работать до смерти в 1967 году.

Критики говорят, что Магритт первым сделал сюрреализм приемлемым для масс, что обеспечило ему известность пополам с популярностью. И это отчасти правда. Если сравнить бельгийца с коллегой по жанру – Сальвадором Дали, то можно отчётливо заметить, что Магритт и вправду лишён свойственной Дали провокативности. Обнажённая натура Магритта схематична, она выполняет лишь показательную функцию, служит проводником зрителя в мире картины. Обнажённая натура Дали, наоборот – отвлекает, путает мысли зрителя, распаляет даже. И так во всём: в использовании религиозных символов, в степени искажения действительности etc. Именно по вышеприведённым причинам сравнивать всерьёз картины двух именитых сюрреалистов не вполне корректно. У Дали визуальная сторона зачастую преобладала над идейной, у Магритта во главе угла всегда была именно идея. Предметы на картинах бельгийца не плавятся, не распадаются на атомы – они нарисованы просто и понятно, но зрителя затягивает не изысканность изображения а тайна происходящего на картине, где самые повседневные предметы становятся загадочней священного Грааля.

Изобретение жизни (1928)

По сути, многие картины бельгийца – это интеллектуальные головоломки, ключом к которым служит, как ни странно, название. Возьмём для примера одну из самых знаменитых картин мастера «Сын человеческий», где лицо среднестатистического человека закрывает яблоко. Окончательных трактовок в таком случае быть не может, но название и сюжет картины сами наталкивают на мысли о библейском грехопадении, сопряжённом с вкушением плода познания и завершившегося изгнанием из рая. Ещё проще и иллюстративней картина «Проницательность», где смотрящий на яйцо художник рисует на холсте птицу. Всё совершенно понятно. Ну или «Влюблённые», которые тянутся в поцелуе, несмотря на то, что из-за закрывающей их глаза пелены не знают друг друга по-настоящему.

Иногда словесные подсказки появляются на самом полотне, что было вполне революционным для искусства того времени. Так, на картине «Вероломство образов» под изображением, собственно, трубки располагается надпись «это не трубка». Это, кстати, ещё один вид «шифрования» Магритта – попытка взглянуть на мир от обратного. Мастер говорит нам, что изображение трубки не является самой трубкой. В картине «Коллективное изобретение» изображена русалка наоборот – существо с человеческими ногами и рыбьим туловищем. Пространство толкований здесь велико, как нигде, но именно нестандартный взгляд на привычное и отличает Магритта от большинства художников.

Магритт оказал влияние не только на живопись (его зовут крёстным отцом зародившегося в Америке поп-арта), но и вообще плотно укоренился в массовой культуре, вдохновив режиссёров Нового Голливуда вроде Дэвида Линча и Уильяма Фридкина. В Брюсселе открыт внушительный музей Магритта, где хранятся более двухсот работ автора.

Убийца в опасности (1927)

Попытка невозможного (1928)
РЕКЛАМА

Лампа философа (1936)

Бесконечное признание (1963)

Соблазнитель (1953)

Вероломство образов (1929)

Предвидение (1936)

Маг (1952)

Голконда (1953)

Стрела Зенона (1964)

Шедевр, или Тайны горизонта (1955)

Империя света (1950)

Победа (1939)

Вечереет (1964)

Пламя (1943)

Терапевт (1937)

Запредельное (1938)

Условия человеческого существования (1935)
Источник: cameralabs.org
Поделись
с друзьями!
902
8
14
33 месяца
РЕКЛАМА
Интересные и философские работы
8 1 33 месяца • Ответить
Произведения не для любования, а для мышления.
12 33 месяца • Ответить
Очень много мысли. Произведения затягивают так, что трудно выбраться наружу. Потрясающе глубокое творчество! Частью мрачновато, но удивительно точно отражает жизнь.
8 33 месяца • Ответить
Все имеет право на существование
3 33 месяца • Ответить
!
33 месяца • Ответить
Работы мудрого художника вызывают улыбку и умиление,что многое объяснимо так просто.
5 33 месяца • Ответить
Смотрю на картину "Влюбленные" и у меня возникает ощущение- недостатка ощущений. Невозможно испытать всей полноты чувств через двойную завесу. Ведь любовь, это прежде всего открытие, доверие себя другому человеку и принятие другого таким, какой он есть, или неприятие. Во́т в этом случае ты испытываешь всю палитру чувств и эмоций. А на картине, по моему, изображена начальная стадия любви, когда все ещё кажется идеальным...
2 33 месяца • Ответить
Какие бредовые картины!
6 5 33 месяца • Ответить
Попробуй "сотворить" что нибудь подобное...
2 33 месяца • Ответить
Картина "Терапевт" восхитительна!!!
3 2 33 месяца • Ответить
"Условия человеческого существования" очень впечатляет и навевает философские размышления........
1 1 33 месяца • Ответить
Мне нравится. Не каждый может сотворить что-то подобное. Сюрреализм -- это классно!
1 1 33 месяца • Ответить
Клечатый!
1 33 месяца • Ответить
Я тоже так могу, только не получается что-то....
28 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!