Как развлекались в Средние века

Поглазеть на диковинных зверей, подраться колбасами, выпить из винного фонтана, напасть на рыцаря с граблями, поиграть в «Святого Косму», посетить «славный дом», посплетничать у фонтана и другие способы развлечься, доступные жителям городов в Средние века.

Пятьдесят два обычных воскресенья, по неделе на празднование главных христианских праздников — Пасхи, Рождества и Пятидесятницы, другие обязательные праздники — Богоявление, Крещение, Сретение, Пальмовое воскресенье, Вознесение, Троица, праздник Тела и Крови Христовых, День Пресвятого Сердца Иисуса, Преображение, Воздвижение Креста, День Святого семейства, День Непорочного зачатия, День святого Иосифа, День святых апостолов Петра и Павла, Успение Девы Марии, День Всех Святых, плюс дни разных святых — покровителей города, ремесленных цехов и так далее, дни их поминовения и дни разных событий, с ними связанных, а также въезды правителей, епископов и других важных персон — итого около трети года проводил средневековый горожанин в праздности. Каким образом можно было убить это время?

Сходить в церковь и послушать проповедника

Миниатюра Жана Фуке из Часослова Этьена Шевалье. XV век
РЕКЛАМА
Праздничные богослужения совершались с большой пышностью при участии лучших хоровых певцов. Уже с IX–X веков праздничная месса становится похожа на аллегорический спектакль благодаря инсценировкам ветхозаветной, евангельской или житийной истории. Такие представления просуществовали примерно до XIII века, когда их место заняли городские театральные действа.

В праздник женщины старались принарядиться: они шли не только на богослужение, но и «в люди» — посмотреть на других и показать себя. У каждого в церкви было свое место, которое определялось положением в обществе. В воскресные и праздничные дни работать было запрещено и после мессы прихожанам хотелось поразвлечься: танцы и пение нередко происходили прямо на церковном дворе, хотя клирики по крайней мере декларативно осуждали такое времяпрепровождение.

Иногда в город заезжал проповедник, и тогда, если он не выступал во дворе храма, бюргеры сооружали для него помост, где гость мог помолиться вместе с присутствующими, а потом выступить с изобличительной проповедью.

Посмотреть представление

Танец «диких людей». Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. 1470–1472 годы
Средневековые театральные представления главным образом отвечали за духовное развлечение горожан и на народном языке в той или иной форме поясняли Священное Писание. Основой миракля были апокрифические евангелия, агиография, рыцарские романы. В Англии миракли ставились обычно членами ремесленных цехов в честь своих патронов. Во Франции они были популярны в среде участников пюи — городских объединений для совместной благочестивой деятельности, музицирования и поэтических состязаний. Сюжетом мистерии, как правило, были страсти Христовы, ожидание Спасителя, жития святых. Изначально мистерии были частью церковной службы, потом стали разыгрываться во дворе или на кладбище церкви, а позже переместились на городские площади. При этом разыгрывали их не профессиональные актеры, а духовные лица и члены пюи.

Моралите — нечто среднее между религиозным и комическим театром. В аллегорической форме в них показывалась борьба добра и зла в мире и в человеке. Исходом этой борьбы было спасение или гибель души.

О спектаклях объявляли заранее, на городских воротах вывешивались плакаты, а во время представления город тщательно охраняли, «чтобы никакие неведомые люди не вошли в упомянутый город в этот день», как написано в одном из документов 1390 года, хранящемся в архиве городской ратуши в Туре.

При всей условности постановок происходящее на сцене для зрителей полностью сливалось с реальностью, а трагические события соседствовали с комическими сценами. Зрители часто включались в действие как участники событий.

Можно было развлечься и без нравоучений. Например, поглазеть на бродячих артистов. Примерно с XIV века во Франции образуются труппы профессиональных актеров — «Братство страстей», «Беззаботные ребята» и тому подобные. Странствующие актеры — гистрионы, шпильманы, жонглеры — старались всевозможными приемами удивить и рассмешить публику. «Поучение трубадура Гиро де Калансона жонглеру» (он жил в начале XIII века) содержит целый список необходимых актеру умений:

«…[Он] должен играть на разных инструментах; вертеть на двух ножах мячи, перебрасывая их с одного острия на другое; показывать марионеток; прыгать через четыре кольца; завести себе приставную рыжую бороду и соответствующий костюм, чтобы рядиться и пугать дураков; приучать собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; возбуждать смех зрителей потешным изображением человеческих слабостей; бегать и скакать по веревке, протянутой от одной башни к другой, смотря, чтобы она не поддалась…»

Послушать музыку или стихи

Миниатюра из «Истории» Гирона ле Куртуа. 1380–1390 годы
Инструментальная музыка была по преимуществу занятием жонглеров и менестрелей, поющих, пляшущих и дающих представления под звуки своих инструментов. Помимо различных духовых (трубы, рога, свирели, флейты Пана, волынки), со временем в музыкальный быт вошли также арфа и разновидности смычковых — предки будущей скрипки: кротта, ребаб, виела, или фидель.

Переходя с места на место, жонглеры выступали на праздниках при дворах, у замков, на городских площадях. Несмотря на преследования со стороны церкви, жонглерам и менестрелям удалось в XII–XIII веках добиться возможности участвовать в духовных представлениях.

На юге Франции лирические поэты назывались трубадурами, на севере — труверами, в Германии — миннезингерами. Лирика миннезингеров была достоянием знати, и огромное влияние на нее оказали рыцарская поэзия и любовные песни трубадуров. Позже искусство стихосложения в немецких городах переняли мейстерзингеры, для которых поэзия превратилась в особую науку.

Как и ремесленники, поэты-горожане составляли целые общества, подобные цехам. В Ипре, Антверпене, Брюсселе, Генте и Брюгге проводились праздники цеха так называемых риториков — ремесленников и купцов, взявших на себя попечение о поэзии. У каждого цеха был свой герб и девиз в виде шарады, а также особая иерархическая структура: декан, знаменосец, шут и другие члены «бюро старейшин». Городские власти финансировали состязания риториков в области поэзии и актерского мастерства, по результатам которых вручали несколько призов: за литературные успехи, за лучшую реплику шута, за самый богатый костюм, за самый роскошный въезд в город.

Потанцевать

Дух любви. Миниатюра из «Романа о Розе». 1420–30-е годы
Танец — излюбленное развлечение всех слоев средневекового общества, ни один праздник не обходился без плясок. Жонглеры усложняли технику, добавляя акробатические элементы, но горожане любили подвигаться сами, а не только посмотреть на профессионалов. Церковь обычно была против подобных развлечений, да и городское правление не во все времена хорошо относилось к танцам. Впрочем, позже власти начали давать разрешение на устройство танцев в залах городских ратуш, а с конца XIV века стали появляться так называемые танцевальные дома. Обычно танцевальный дом находился по соседству с ратушей и церковью или напротив них. Громкая музыка и смех нарушали благочестивое настроение прихожан и служителей храма, вызывая их недовольство и бесконечные жалобы.

В баварском Нордлингене танцевальный дом располагался в трехэтажном помещении. Первый этаж во время ярмарок соединялся переходами с расположенными рядом лавками мясников и пивной, и посетители могли курсировать между заведениями. Там, где танцевальные дома занимали несколько этажей, залы верхнего этажа обычно предназначались для бюргеров благородного происхождения, а нижние были в распоряжении простых горожан. В некоторых городах в таком доме, помимо прочего, располагалась гостиница, а в Мюнхене и Регенсбурге в подвале городского «танцхауза» даже содержались заключенные.

Кроме того, существовали танцевальные дома, предназначенные исключительно для простых горожан: над деревянным настилом, слегка приподнятым над землей, сооружали крышу на четырех столбах. На них располагались музыканты, а вокруг плясали в кругу мужчины и женщины. Если знать предпочитала размеренные и церемониальные танцы-процессии, а на цеховых праздниках господствовали танцы с обручами, мечами и другими предметами, символизирующими изделия ремесленного производства, то среди городского люда были распространены танцы-импровизации и хороводы, которые церковь называла грубыми и бесстыдными.

Сходить на ярмарку

Ярмарка. Миниатюра к «Политике» Аристотеля. XV век
Каждую неделю к услугам горожан были мелкие городские рынки, а вот ярмарки проводились довольно редко — один или несколько раз в год: на Рождество, Пасху или на день местного святого — покровителя города или патронов торговых и ремесленных цехов.

Например, ярмарка в Сен-Дени у стен Парижа происходила раз в год, зато длилась целый месяц. На это время вся торговля в Париже прекращалась и перемещалась в Сен-Дени. Жители стремились туда не только за покупками, но и поглазеть на диковинные вещи из дальних стран, на выступления жонглеров, акробатов и дрессированных медведей, послушать истории, которые рассказывали купцы, побывавшие в заморских странах. Зрелище было настолько популярным, что Карл Великий дал своим управляющим особый наказ «следить, чтобы наши люди выполняли работу, которую они обязаны делать по закону, а не теряли время, болтаясь на рынках и ярмарках».

Ярмарки привлекали много всякого сброда, так что на них часто случались драки и беспорядки. Вот почему долгое время их было разрешено проводить только в городах, где был епископ или правитель, который смог бы поддерживать порядок и решать споры, возникавшие между участниками ярмарки. В средневековой Англии даже существовали особые суды с упрощенной судебной процедурой, которая обеспечивала скорое решение дел. Они назвались «суды запыленных ног» (court of piepowder, pie poudre или pepowder) — в 1471 году английский парламент постановил, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать для себя именно такого суда.

Поучаствовать в карнавале

Средневековый карнавал в городе Висбю
РЕКЛАМА
Карнавал неотделим от поста: это было последнее многодневное торжество, предварявшее долгое время воздержания, и сопровождалось оно пирами, маскарадами, шествиями и потешным драками на сырах и колбасах. Карнавал — это царство обжорства, хаоса и прославления всего телесного. Маски и ряженые, полузвери-полулюди и короли шутов, корабль дураков и избрание ослиного папы — все церковные и светские ритуалы переводились на язык буффонады, а символы власти подвергались публичному осмеянию. Вся церковная служба и священные тексты выворачивались наизнанку. Главные события карнавала происходили в церкви, хотя уже с XIII века эти непристойности пытались запрещать официальными интердиктами.

В послании богословского факультета в Париже, разосланного епископам Франции в 1445 году, карнавал описывается очень красочно:

«Можно видеть священников и клириков, во время службы носящих маски и чудовищные личины. Они танцуют в хоре, переодетые женщинами, сводниками и менестрелями. Они поют непристойные песни. Они едят по углам алтаря колбасы, в то время как священник служит обедню. Там же они играют в кости. Они кадят вонючим дымом, исходящим от подошв старых башмаков. Они прыгают, бегают по церкви, не стесняясь. А затем разъезжают по городу в грязных повозках и тележках, вызывая смех своих спутников и сотоварищей, проделывая непристойные жесты и произнося постыдные и грязные слова».

Во время карнавала можно было все, что запрещалось в обычные дни, иерархия нарушалась, привычные нормы переворачивались — но как только заканчивался праздник, жизнь возвращалась в обычное русло.

Поприветствовать гостя или правителя

Миниатюра из немецкой хроники. 1383 год
Торжественные въезды императоров, королей, князей, легатов и прочих господ в подвластные им города всегда были обременены многоуровневым символическим смыслом: напоминали о природе власти, отмечали победу, утверждали политическое владычество над удаленными территориями. Происходили они довольно часто: в Средние века и даже в Новое время королевские дворы были кочевыми — для того чтобы удержать власть, короли должны были постоянно перемещаться с места на место.

Церемония состояла из нескольких актов, каждый из которых был строго регламентирован. Начиналось все с приветствия правителя, чаще далеко за городом; затем следовали прием коронованной особы у городских стен, передача ключей, открытие городских ворот, депутации знати и духовенства. От ворот кортеж двигался по главным улицам города, которые посыпали живыми цветами и зелеными ветками. Наконец, на центральной городской площади зажаривались быки и дичь и выкатывались бочки вина для всех жителей города. В 1490 году во Вьене во время въезда Карла VIII был установлен фонтан добра и зла, который с одной стороны бил красным вином, а с другой — белым. Такие угощения были призваны воплотить образ сказочной страны изобилия, явить которую своим подданным государь должен был хотя бы однажды.

Для гостя устраивали инсценировки. В 1453 году в Реджо был поставлен целый спектакль: покровитель города святой Просперо парил в воздухе со множеством ангелов, которые просили у него ключи от города, чтобы потом передать их герцогу под гимны в его честь. Когда процессия достигла главной площади, к ним с церкви слетел святой Петр и надел на голову герцога венок.

В германских землях государь нередко въезжал в город в окружении преступников, приговоренных к изгнанию, причем они двигались не просто в свите, а держались за край одежды покровителя, сбруи, седла или стремени его коня — таким образом, они могли вернуться в город. Так, в 1442 году король Фридрих III велел взять с собой в Цюрих 11 человек, а в 1473 году в Базель — 37. Правда, городские власти могли выгнать преступника снова, как только властитель покинет город.

Посмотреть рыцарский турнир

Миниатюра из цюрихского песенника «Манесский кодекс». XIV век
Турнир был настоящим праздником демонстрации воинской доблести и рыцарской чести. Любому хотелось если не принять в нем участие, то хотя бы посмотреть, как добывает себе славу и добычу знатная молодежь. Первоначально все действо напоминало смесь ярмарки и настоящего боя: участники сходились стенка на стенку, некоторые получали серьезные ранения или даже погибали, а вокруг собиралась разношерстная толпа, которая, помимо рыцарей, их оруженосцев, пеших воинов и слуг, состояла также из кузнецов, продавцов, менял и зевак.

Под влиянием рыцарских романов турниры постепенно приобрели большую организованность, участники стали использовать особое оружие, рыцари сходились для поединка один на один, а ристалище обносили забором. Для зрителей строили трибуны, причем каждая из них имела свою «королеву», а приз лучшему турнирному бойцу традиционно вручали женщины. В 1364 году Франческо Петрарка так описывает атмосферу, царившую во время венецианской джостры (от итальянского слова giostre — «поединок»):

«Внизу нет свободного местечка… огромная площадь, самый храм [Святого Марка], башни, крыши, портики, окна не только полны, но переполнены и набиты: невероятное множество народа скрывает лицо земли, и радостное, многочисленное население города, разлившись вокруг по улицам, еще увеличивает веселье».

В конце концов турниры превратились в дорогостоящую и изощренную придворную забаву, сопровождавшую различного рода празднества по случаю свадьбы правителя, коронации, заключения мира или союза — вместе с праздничными мессами, шествиями, обедами и балами, по большей части не предназначенными для простых горожан.

Горожане отвечали на это пародийным «рыцарским турниром» (часто он устраивался во время большого карнавала на Масленицу), на котором весь рыцарский ритуал переворачивался с ног на голову. Человек, имитировавший рыцаря, выезжал на поединок со шлемом-корзиной на голове, сидя на старой кляче или бочке, и угрожал противнику граблями или чем-нибудь из кухонной утвари вместо копья. После окончания события все немедленно отправлялись отметить его веселой пирушкой.

Принять участие в спортивных состязаниях

У бюргеров были все возможности поупражняться и посоревноваться во владении настоящим оружием. Для тренировок организовывались общества стрелков из лука и фехтовальные школы, которые существовали во фламандских, североитальянских, английских, французских и немецких городах, а также в Кракове, Киеве и Новгороде. Объединения лучников и фехтовальщиков имели свои уставы и напоминали цехи. Подготовка велась по разным направлениям, но для состязаний в каждом городе выбирали определенный вид единоборства. Например, в испанских городах предпочтение отдавалось поединкам с применением холодного оружия и конной корриде, в Южной Англии и Новгороде — кулачному бою, в немецких и фламандских городах — фехтованию и борьбе.

В Италии игры и состязания жителей городов-республик напоминали учения. В Павии, например, горожан делили на две группы, выдавали деревянное оружие, на голову надевали защитные шлемы. Победителям присуждали призы. В речных городах могли устраиваться схватки за символический захват моста. Изображение бурлящей толпы сражающихся на таком мосту — любимый сюжет гравюр той эпохи: на переднем плане гондольеры подбирают свалившихся в воду, а в окнах и на крышах окружающих домов толпятся многочисленные болельщики.

В Англии популярным видом отдыха для юношей была игра в мяч. Участие принимали все желающие, а правил почти не было. Набитый отрубями или соломой мяч можно было бить и вести ногами, катить и нести в руках. Цель соревнования состояла в том, чтобы доставить мяч за определенную черту. В городах подобные многолюдные схватки были сопряжены с большими опасностями, и не случайно в Лондоне, Нюрнберге, Париже и других местах довольно рано были введены ограничения, с помощью которых власти стремились умерить пыл игроков.

Поиграть

Миниатюра из трактата Альфонсо Мудрого. 1283 год
Для тех, кому уличное веселье было не по душе, существовали домашние развлечения. Например, жмурки и «Лягушка посередине». Правила последней игры такие: человек садился в центр, а остальные дразнили и били его. Задачей было поймать одного из игроков, не выходя из круга, и тогда тот становился «лягушкой».

Были и спокойные игры: по правилам одних нужно было без утайки ответить на вопрос ведущих, других — рассказать историю. Кроме того, играли в «Святого Косму»: один из участников брал на себя роль святого, а другие становились перед ним по очереди на колени. Ведущий должен был любым способом рассмешить коленопреклоненного игрока, и тогда тот выполнял какое-нибудь задание.

Уже в Средние века популярностью пользовались шашки, шахматы, кости и даже карты. Шахматы были забавой дворянства, а шахматные доски из дерева или металла считались предметом роскоши и часто были настоящим произведением искусства.

Правила игры в карты были разные: например, один из участников вынимал из колоды карту, все присутствующие ставили на нее деньги. Если после этого из колоды вынимались три или четыре карты той же масти подряд, то игрок, вынувший первую карту, получал всю поставленную на нее сумму.

Но самой популярной игрой были кости. Этой игре предавались представители всех социальных категорий — в хижинах, замках, тавернах и даже монастырях — и проигрывали деньги, одежду, лошадей и жилища. Многие жаловались, что потеряли в этой игре все, чем владели. К тому же нередко встречались случаи мошенничества, особенно из-за поддельных костей: одни имели намагниченную поверхность, у других одна и та же грань воспроизводилась дважды, у третьих одна сторона утяжелялась за счет примеси свинца. В результате возникали многочисленные распри, порой перераставшие даже в частные войны.

Сходить в баню и хорошенько выпить

РЕКЛАМА
В большинстве средневековых городов существовали городские бани. В Париже в конце XIII века числилось 26 бань, полвека спустя в Нюрнберге — 12, в Эрфурте — 10, в Вене — 29, во Вроцлаве — 12. Посещение бани не сводилось единственно к гигиеническим процедурам, скорее это было место для развлечения, удовольствия и светского общения. После купания посетители участвовали в приемах и обедах, играли в мяч, в шахматы, в кости, пили и танцевали.

В немецких городах виноторговцы выкатывали на улицы к баням винные бочки, расставляли кругом табуреты, выносили кружки и давали всем желающим попробовать вино. На улице немедленно составлялась попойка, так что городские советы были вынуждены запретить этот обычай. Исключение делалось только для нескольких дней в году, например Дня святого Мартина, когда было принято открывать молодое вино. Но зато в эти дни люди стояли, сидели и лежали на улицах — и пили вино.

Вопреки запретам со стороны властей и церковников часть бань и примыкающих к ним таверн приобрела характер публичного дома: к услугам горожан были не только еда и выпивка, но и массаж и услуги проституток, которых часто называли «банщицами».

Вообще же проституция хотя и осуждалась церковью, считалась неизбежным явлением. «Дома для женщин», или «славные дома», принадлежали знатным семьям, купцам, королевским чиновникам и даже епископам и аббатам, а самые престижные из них нередко находились вблизи магистрата или здания суда. В Высокое Средневековье посещение публичного дома неженатыми мужчинами не считалось постыдным — в этом видели скорее признак здоровья и благополучия.

Посмотреть казнь

Миниатюра из «Хроник» Жана Фруассара. Не позднее 1483 года
Лобное место могло располагаться перед городом, по другую сторону крепостного рва, могло — на площади или даже перед домом потерпевшего, но казнь неизменно была публичным действом. Место и время казни, а также путь преступника были заранее известны всем горожанам. Зрителей созывали глашатаи. Оптимальным временем считался полдень, часто власти устраивали казни в рыночный день, чтобы добиться максимального стечения народа, — правда, не в дни религиозных праздников.

Толпа собиралась вокруг преступника постепенно, по мере продвижения процессии по городу. Весь ритуал наказания провинившегося был рассчитан на зрителей, медлительное театральное действо предполагало участие окружающих в церемонии. В некоторых случаях преступнику предоставлялось право на поединок с палачом и люди могли способствовать его освобождению. Так произошло в Сен-Кантене в 1403 году, когда во время борьбы палач упал на землю и толпа горожан потребовала от королевского прево отпустить победителя. Зрители следили за точным исполнением ритуала и могли потребовать пересмотра дела, если что-то шло не так.

Отдохнуть у городского фонтана

Природа снится Жану де Курси, спящему у фонтана. Миниатюра из поэмы «Путь доблести». XV век
Далеко не все горожане могли позволить себе иметь отдельный сад или водоем, сооруженный за домом: многие жили в комнатах, каморках и пристройках, взятых внаем. Воду для хозяйства брали в общественном колодце или фонтане, расположенном на площади, обычно недалеко от церкви. В Позднее Средневековье такие фонтаны служили не только украшением и источником питьевой воды, но и местом встреч и прогулок горожан.

Подготовила Анна Пузырева (Академия Арзамас)
Источник: arzamas.academy
Поделись
с друзьями!
2930
12
65
88 месяцев
РЕКЛАМА
Ужас!!сейчас гораздо интересней!!
1 4 88 месяцев • Ответить
ПРАВДАРУБ. Возможно лет эдак через 300-500 Ваш пра-пра-пра-.....внук или внучка скажут про наше время, развлечения, интересы. Если конечно не будет земного или вселенского апокалипсиса (рукотворного или естественного).
14 88 месяцев • Ответить
А еще ходили в гости, путешествовали, участвовали в паломничестве. Зимою собирались вместе и делали какие-то работы (вспомните у Пушкина: "Три девицы под окном пряли как-то вечерком ...")
7 2 88 месяцев • Ответить
какой в ж*** Пушкин? речь про средневековье!:)
1 28 месяцев • Ответить
Да разве живые развлечения хуже сидения у компьютера? Кроме смертной казни, конечно. Хотя мне кажется, не всем они были доступны.
8 87 месяцев • Ответить
А на мой взгляд, ничего с тер пор не изменилось!)
6 50 месяцев • Ответить
А сейчас в деревнях и похуже того, что было.
1 35 месяцев • Ответить
Спасибо! Очень интересно, прочитала с наслаждением. И картинки все тщательно подобранны, очень все наглядно. Спасибо!
18 88 месяцев • Ответить
РЕНТВ Прокопенко утверждает что средневековая Европа вообще не мылась!?
21 6 88 месяцев • Ответить
Ага, и что их типо научила мыться какая-то древнерусская княжна. Все вреи РЕН ТВ
7 38 88 месяцев • Ответить
Бани в Европу пришли вместе с Римской империей, и прожили достаточно долго. Резко сократилось их количество после чумных эпидемий 16-17вв, к тому же в это время распространяется протестантство, которое считало гигиену тела смертным грехом. Так что можно сказать, что ранняя средневековая Европа была не грязнее других, а вот поздняя уже пованивала.
24 2 88 месяцев • Ответить
Да что вы эту ересь разносите. В Древнем Риме были общественные бани. С какого перепугу Европа через много сотен лет вдруг утратила эту способность? Мылись все.
9 28 88 месяцев • Ответить
Не правда Ваша. Почитайте биографию хотя бы Микельанджело. Он советует в одном письме кажется сыну: Никогда не мойся, ибо от этого все болезни.
29 88 месяцев • Ответить
Привычка считать других тупее себя до добра не доведёт. Микельанджело мог быть чудаком - и что? Это значит что никто не мылся? Что за бред? Мылись. Конечно, не каждый день, но уделяли этому достаточно внимания.
7 28 87 месяцев • Ответить
В античности существовал культ тела - и в Греции, и в Ргиме люди не только мылись, но и умащивались маслами, делали массажи и, конечно, занимались спортом. (В Греции про неряху говорили: "Он моется холодной водой", - т.е., что человек может вообще не мыться, никому и в голову не приходило.) Нечистоплотность средневековья - "заслуга" церкви, которая считает всё плотское грехом. Плоть полагалось всячески "умерщвлять", а излишнее внимание к своему телу могло и до костра довести.
37 1 87 месяцев • Ответить
в риме- были бани. и в европе- тоже. пока церковь не стала считать это занятие плотским грехом. ибо смывалась святая вода после крещения. некоторые этим хвастались, что мол мылись пару раз в жизни. Изабелла Кастильская, например. Если в ХV - ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII - ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться - но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни - и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.
31 1 87 месяцев • Ответить
А как же любовные утехи? Не мыться перед сексом?
1 38 месяцев • Ответить
Очень интересная информация. Спасибо. Всегда жду с нетерпением новый выпуск.
6 88 месяцев • Ответить
Интересно Да уж, что скажут о нашем времени?
4 88 месяцев • Ответить
Княжна - Анна Ярославна (а не какая-то) была грамотной и вообще образованной, в отличие от мужа-короля. Франц. писатель М.Дрюон недавно опубликовал много материалов о ней, которые сохранились во Франции. А в их Лувре до сих пор запахи не выветрились. Кто не верит, поезжайте - понюхайте
30 5 88 месяцев • Ответить
Была в Лувре, не принюхивалась, но запахов (о чем Вы вещаете) не почувствовала, хотя обонянием не страдаю))) Запах старых вещей... присутствует
50 месяцев • Ответить
так же все, как сейчас
6 88 месяцев • Ответить
Так отдыхала только небольшая часть населения,остальные трудились в поте лица,создавая эти блага.(Как и сейчас)
10 1 88 месяцев • Ответить
В праздники, особенно церковные, работать было запрещено, а набиралось этих праздников за год немало.
7 87 месяцев • Ответить
С тех пор мало что изменилось, спасибо за информацию.
6 88 месяцев • Ответить
Ересь разносите Вы, если не знаете, что в средние века люди не мылись не то, что годами, а десятилетиями. Уход за телом считался ГРЕХОМ!! Народ подыхал от вшивости и гнойников на теле. Так что , прежде, чем умничать и называть всех подряд евреями, почитайте-ка историю!!!
29 8 88 месяцев • Ответить
" Уход за телом считался ГРЕХОМ!! " - откуда дровишки? Где это сказано? И потом: не надо выдумывать то, чего никто не писал - там у автора поста надо читать не "евреи", а "врет РЕН ТВ", что уже давно известно. Собирают всякую бредятину и вываливают её часами. Один из самых мусорных каналов.
16 42 88 месяцев • Ответить
Развлечения согласно условиям жизни. Не хуже, не лучше современных.
12 88 месяцев • Ответить
Я думаю с развитием общества будут развиваться и развлечения.
1 4 88 месяцев • Ответить
Ну смотря в какую сторону общество будет развиваться. Пока что общество развивается в сторону деградации и такие же развлечения - пиво, монитор, покемоны, набор примитивных электронных звуков и тд...
8 1 87 месяцев • Ответить
Сколько времени с тех пор прошло, а развлечения всё те же, кроме казни конечно (такое теперь только в фильмах)... Но технологически и качественно конечно развились не хило!
1 87 месяцев • Ответить
Про марсельское, венецианское мыло ничего не слышали? Про мыловаренные мастерские, фабрики. Использование глины, золы, оливкового масла, сала, поташа. Что мыловарение из ремесленного стало мануфактурным в 15 веке. Кто-нибудь рассказал бы об этом Прокопенко
11 4 88 месяцев • Ответить
именно в 13-15-да. мытье тела стало считаться страшным грехом позже.
6 87 месяцев • Ответить
В раннее средневековье (8-12 века) и в начале среднего (13-14 века) бани были весьма распространены в Европе. Упадок банного дела наступил в результате: 1. Рост населения городов, и, как следствие, вырубка деревьев в округе и на топливо и под с/х угодья. Дрова становились реально дороги, бедняки использовали их только для приготовления пищи и отопления, зажиточные люди могли позволить мыться в ванне. При этом процесс мытья следующий: сначала моется хозяин, потом старшие сыновья, потом жена, дочки, мелкие дети. К концу мытья вода чуть теплая, грязная. Вместо пользы - один вред от распространения кожных и иных инфекций. Но богатые могли себе позволить мыться, вот только бани становились убыточными. 2. Изменение религиозных тенденций с превалированием постулата спасения души над сохранением тела. Великая эпидемия чумы 14 века тоже сыграла свою роль, т.к. в тот момент банная система способствовала не остановке эпидемии, а ее распространению. И после эпидемии как раз всплеск отношения к телу, как грязному сосуду для божественной души. И такое отношение не смогла полностью переломить даже эпоха возрождения (15-16 век).
15 88 месяцев • Ответить
А про Рюрика хозяина Всея Руси слышали? Всея Русь - это весь земной шар. Изучайте историю НАСТОЯЩУЮ, , А не изТОРию, иудейское произведение ,. написанное тремя немцами, которые даже на русском языке говорить не умели..Тогда не придётся обсуждать бани Римской империи., которой никогда не было, её не найдёте на древней карте земного шара. А вот Тартария там была. , Но о ней сейчас громко молчат.
22 13 87 месяцев • Ответить
Римской империи никогда не было а Русь - это весь земной шар? Клааасс! В смысле - классно, что пациентам психушки разрешают пользоваться интернетом.
16 87 месяцев • Ответить
Подборка картинок хорошая, непонятно только зафига сюда засунули дуэлянтов в костюмах 18-го века :)))
3 87 месяцев • Ответить
Очень интересная статья, много информации, хорошие иллюстрации. Благодарю автора!
5 2 87 месяцев • Ответить
И в нашей жизни развлечения те же самые, правда уровень повыше и они не такие массовые. Хотя есть и исключения. Парады всякие, например. Спасибо. Очень интересно.
1 87 месяцев • Ответить
Бани для средневековой Европы, да и для Европы нового времени, это слишком громкое название. Правильнее их было бы называть "Общественные мойки". Обратите внимание на гравюру, люди там моются прямо на улице, у речки или пруда. Никаких парных, веников и высоких температур Европа никогда не знала, до появления моды на финские сауны, в нач 20 ст. Народ мылся из лоханок и тазиков в помещениях сарайного типа, при этом , вода могла греться на улице в котле на костре. Мытье аристократии было не намного лучше. После турниров, например, в специально оборудованных купальнях (бочка заполненная водой по грудь, вначале мылись короли, принцы. герцоги и графы. Затем, в этой же воде бароны и пр. аристократия "средней руки", потом, в этой же воде рыцари и оруженосцы королей и высшей знати. А потом, там же, не сменяя воду, конюхи, слуги и пр. служивый люд. Вот такое мытье было в средневековой Европе на протяжении всех средних веков и нового времени. Причем не чаще раза в 2-3 месяца, это в лучшем случае. Так что Европа, в отличии от Руси, здорово воняла.
15 3 87 месяцев • Ответить
Понравилась статья! Вообще плоховато мы историю знаем. Так что и спорить то не о чем...
19 1 87 месяцев • Ответить
Cпасибо, очень интересно! :) Во все времена народ требовал хлеба и зрелищ! :)
8 1 87 месяцев • Ответить
Хорошо бы и Руси великой "пять ржавых копеечек" внести в летопись. Про Европу мы и так наслышаны.
1 87 месяцев • Ответить
Очень даже неплохо развлекались, я думала, там святая инквизиция шагу сделать не давала
3 1 87 месяцев • Ответить
Мы в армии мылись раз в неделю
87 месяцев • Ответить
а некоторые-ваще языком умываются
2 87 месяцев • Ответить
А вы заметили, что развлечения остались всё те же?)) Кроме казни конечно!)
3 87 месяцев • Ответить
Толпе и сейчас ничего не нужно кроме хлеба и зрелищ.
1 87 месяцев • Ответить
А у меня развлечение - только телек и шопинг(в основном только смотреть - покупаю только по распродаже). Так, что в средневековье развлечений было больше...
3 86 месяцев • Ответить
Непонятно, зачем нам статья про развлечения европейские. К моим предкам они отношения никакого не имеют. И мне на них чихать. А вот про Русь - ни слова... А мне это интересней...
3 25 86 месяцев • Ответить
Серьезно? А, простите, что у вас есть-то "русского" в культуре? Литература? Отражение европейской на 100%. Музыка? То же самое. Одежда? Вся мода и покрой - Европа. Может, вы в лаптях да кокошнике до сих пор ходите? 99% всего в культуре у нас - европейское. Но зачем вам это знать? Да, кстати, религия - тоже европейская интерпретация иудейской истории.
11 3 86 месяцев • Ответить
Посмотреть казнь - развлечение. Вот это меня всегда пугало. Мир всегда был жесток.
4 86 месяцев • Ответить
А развлечения все теже! И даже посмотреть казнь - новости и боевики.., чем не посмотреть казнь.
5 86 месяцев • Ответить
За церковь, могу сказать одно - любую из направлений, правоверную, католическую, и остальной крестьянской бредятины! - Это секты!
1 1 82 месяца • Ответить
Ох,жаль мне Вас,что вы религию от секты не отличаете((
19 месяцев • Ответить
В России в средние века не было развлечений и поэтому лучше всего рассматривать и пропагандировать "европейские ценности".
1 21 51 месяц • Ответить
Пропаганда западничества, однако!
Мы же в России, где же русские развлечения?
1 50 месяцев • Ответить
А сейчас в России одно развлечение: всем смотреть первый канал про тупые споры пидарасов о том что должны сделать и как должны жить хохлы.
2 1 50 месяцев • Ответить
А сейчас в России одно развлечение: всем смотреть первый канал про тупые споры пидарасов о том что должны сделать и как должны жить хохлы.
1 1 50 месяцев • Ответить
Не одно : Еще ругаться с соседями за ОДН и оплачивать коммуналку.
1 50 месяцев • Ответить
Не одно : Еще ругаться с соседями за ОДН и оплачивать коммуналку.
1 50 месяцев • Ответить
Мало что изменилось... Но вот "посмотреть казнь" - иногда очень не хватает! )))
1 50 месяцев • Ответить
Даже разнообразнее, чем сейчас
1 49 месяцев • Ответить
Картинка к состязаниям - из 18 века, при чем тут средневековье?
24 месяца • Ответить
Это вовсе не карнавал в Висьбю, а разграбление шведского города Висьбю датскими войсками. Изучайте лучше историю.
1 14 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!