Тайна Земли. Почему наша голубая планета - Земля, а не Вода? Ведь 70% поверхности - океан!«Планета Земля» звучит так привычно, что люди редко задумываются, почему именно так, а не иначе. Например, отчего не «Вода», ведь большую часть поверхности занимают моря и океаны? Вот так, например, выглядит Земля с "обратной", непривычной нам стороны: Практически одна вода! Красной точкой обозначена так называемая точка Немо. Это самая удаленная от цивилизации точка планеты. Расстояние до ближайшего берега - около 3 тыс км. Об этом необычном месте я ранее писал в статье: Точка Немо в Тихом океане. Почему я бы никогда не хотел там оказаться. Вот так, на срезе глобуса, наша планета выглядит еще более водянистой: Или нашу планету могли бы назвать «Лес» из-за огромных лесных массивов. Или как-то еще, к примеру, по имени какого-нибудь греческого бога, как другие планеты Солнечной системы – Венера, Меркурий или Сатурн. Для начала давайте заглянем в историю, что думали люди раньше о нашей планете. Она не всегда была круглаяФормально, да. Сперва это был бесформенный камень - так называемый планетезималь. Затем он стал обрастать веществом, собирая его из окружающего звезду диска из пыли мелких камней. Потом формируется планета, и, в начале пути она больше похожа на вытянутый эллипс, чем на шар. Так что конспирологические идеи про плоскую Землю, формально, имеют место - но только на раннем этапе формирования планеты. Раньше люди не знали о шарообразной форме планеты. Только в пятом веке до нашей эры появились предположения о том, что место, где живут люди, похоже на шар. А вовсе не плоское, как тарелка с низкими бортиками, как принято было считать раньше. Честь открытия шароподобности Земли приписывают разным ученым, жившим в пятом-третьем столетиях до нашей эры. Среди них знаменитые имена - Аристотель, Эратосфен, Парменид. Похоже, каждый из них самостоятельно пришел к выводу о шарообразности планеты, опираясь на свои наблюдения, знания и размышления. До этого она даже не считалась планетой. Историки установили, что около четырех тысяч лет назад теорию планет придумали ученые из Вавилонии – древнего государства, которое находилось там, где современный Ирак. Они наблюдали небесные тела, которые видны с Земли. И заметили, как они перемещаются по сложным траекториям. Не так, как звезды, не меняющие своего положения, но сдвигающиеся вместе с «полотном» космоса то в одну сторону, то в другую. Тогда и было выдвинута идея о другой природе этих небесных тел. К ним ученые относили Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн. Прежде они считались хрустальными небесными сферами, парившими над Землей. Но о том, что и наша планета, и эти тела вращаются вокруг Солнца, тогда еще не было известно. И когда наши предки поняли, что живут не на большой плоской тарелке с океанами, горами, сушей и лесами, то, очевидно, решили, что Земля тоже относится к планетам. Она вертится!Но о вращении своей планеты вокруг собственной оси наши прародители точно не знали до середины 16 века, когда Николай Коперник опубликовал в 1543-ем свой трактат. А доказательства того, что Земля крутится, предоставил Жан Бернар Леон Фуко лишь в 1851 году. Согласитесь, совсем недавно по меркам истории человечества. Все это случилось намного позднее того времени, когда люди стали называть свой большой общий дом Землей. То есть по-русски это Земля, а по-латински – Terra (Терра), что означает «почва». Сегодня это официально признанное во всем мире международное обозначение нашей планеты в Солнечной системе. Почему Земля так называетсяЛингвисты объясняют, откуда пошло имя «Terra». В праиндоевропейском языке было слово «ters», что значило «сушить» или «сухой». Понятие «суша» того же происхождения. По-французски название нашей планеты звучит как «Terre», по-испански «Tierra». Но это наименование нашего общего дома - не единственное в те времена и сейчас. В английском есть слова «Earth» и «Eorthe». Англы говорили «Erda» и «Erthe» («Эрта»), под которыми понимается почва, где ходят люди и куда они бросают зерна. Возможно, значения этих слов родственны с «erian», что означает «пахать». Название «Erthe» сравнительно молодое. Англоговорящие люди начали использовать его чуть больше десяти столетий назад, как свидетельствуют исторические данные. Ученые предполагают, что у этого понятия также есть связь с местом, где появляется жизнь, и где похоронены предки. Некоторые народы называли планету именем бога, к примеру, римляне – «Tellus», греки – «Гея», древние скандинавы – «Ёрд», а кельты – «Эхте». В славянских языках, из которых вырос и русский, была своя версия – «зимъ/земъ». Это значит «пол», «низ», «почва», «внизу». Истоки этого понятия стоит искать в том же праиндоевропейском – прародителе многих европейских языков. Значение «низ» исследователи трактуют как «низкий» и говорят о том, что когда-то оно было синонимом «плоский». Есть и другое объяснение: до тех пор, пока люди считали, что наверху, над ними, обитают боги, то сами чувствовали себя внизу – под божествами. И это тоже согласуется со значением «низ». Если привести все варианты к общему знаменателю, получается, что имя планеты в большинстве случаев ассоциировалось с почвой, грунтом – тем, что находится под ногами, на чем растут растения и стоят дома. Можно сказать, что до открытия шарообразности планета воспринималась как плоский земляной блин. И он не падает, потому что огромные черепахи, киты или слоны держат его на своих мощных спинах. И тогда понятно, почему появилась «Земля» или «Терра». Даже после того, как стало ясно, что мы живем не на плоскости, а на шаре, название осталось прежним. По сути, мы называем свою планету грунтом, почвой, которая внизу, и на которой люди строят дома и выращивают урожай. Но только с большой буквы. Однако для обозначения шарообразной формы планеты тогда же, около четырех тысячелетий назад, стало использоваться слово «Orbis». С латыни оно переводится как «круг», «окружность». Оно стало «родителем» понятия «орбита». И было в ходу в древнем мире, когда ученые говорили о Земле как о шаре. Планета жизниМногие древние народы считали нашу планету источником жизни, матерью, дающей пропитание человеку. Об этом говорит данное ей атцеками имя – «Тонанцин», что переводится как «наша мать». Отождествление с женским началом, дающим новую жизнь, прослеживается и в греческом «Гея» - имени богини, которым древние греки называли Землю. И это логично соотносится со словами Terra, Earth, земъ, означающими почву. Ведь она, как и мать, питает людей. Астрономам известно множество планет-океанов. Это планеты, целиком покрытые водой. "Землей" или "почвой" никому не придет в голову их назвать. Земля на них похожа, но у нас - свой путь. У некоторых народов планета была мужского рода. В Древнем Египте она сравнивалась с богом Гебом. В Древнем Китае было божество земли - Хоу-Ту: праправнук бога Солнца Янь-ди. Почему не ВодаКазалось бы, логичнее было бы назвать планету Водой. Ведь она покрывает две трети поверхности. И из космоса Земля кажется голубой, как вода. Объяснение все то же: наши предки об этом просто не знали. У них не было способов как-то оценить соотношение суши, морей и океанов. Ну и почва, на которой они находились большую часть своей жизни, а некоторые всегда, была ближе зыбкой водной глади. Справедливости ради, воды на поверхности нашей планеты не так уж и много. Есть небесные тела в Солнечной системе, где воды намного больше. На изображении справа - Земля и вся вода на ее поверхности. И спутник Юпитера - Европа. Воды на крошечной Европе намного больше, она идет "вглубь". У нас же вода размазана по поверхности. И если всю ее собрать - получится такой маленький шарик. Земля под ногамиОчевидно, имя нашей планеты напрямую связано с почвой, питающей растения, дающие жизнь животным и людям. В этом, очевидно, причина его не романтичности, в отличие от «божественных» названий других планет Солнечной системы. Ведь Земля – это что-то близкое, родное и необходимое. Поэтому и наименование у нее простое, обыденное, такое же понятное и простое. Автор: Демшина Наталья Источник: dzen.ru
История любви в картинах: Василий Кандинский и Нина АндреевскаяКак вспоминала Нина Кандинская, зимой 1915 года, на Крещение, она с подружками гадала «на суженого». Девушки на улице спрашивали имя у первого встречного мужчины; Нине «досталось» имя Василий. «Праздник был испорчен. Имя мне не подходило никак, я мечтала о Георгии — это было самое модное мужское имя» — вспоминала она. Однако пройдет совсем немного времени, и ни к чему не обязывающий телефонный звонок сыграет решающую роль в жизни Василия Кандинского и его будущей жены, юной Нины Андриевской. 28 лет в любви и согласии — и ни одного письма! А почему? Все просто — они не расставались ни на один день. С началом Первой мировой войны Василий Кандинский был вынужден оставить Германию и вернулся в родную Москву. Непростые отношения с Габриэль Мюнтер, их уютный дом в Мурнау, время «Синего всадника» — все это осталось позади. Некоторое время Кандинский и Мюнтер поддерживали живую переписку: он рассказывал о желании пожить в Москве, ссылаясь на необходимость посвятить это время работе. Мюнтер, помня про обещание Кандинского жениться на ней, сделала все, чтобы увидеться вновь с любимым человеком. В декабре 1916 года она организовала выставку в Стокгольме, на которой были представлены произведения Кандинского и ее собственные работы, и они встретились — но ненадолго. Габриэль никак не могла понять, что же держало Василия в Москве. Письма приходили все реже… А тем временем сердце Кандинского было уже не свободно, однако он не обмолвился об этом и словом. Нина Андреевская и Василий Кандинский впервые встретились осенью 1916 года. Художнику вот-вот должно было исполниться 50 лет, а Нине было 17, а может 18 или даже 20… Для самой Андреевской времени и вовсе не существовало: «Когда мне было двадцать, мне хотелось, чтобы мне всегда было двадцать. С тех пор я никогда не отмечала свой день рождения». Они познакомились по телефону: Нина позвонила Кандинскому по просьбе друзей, они поговорили, а под конец художник попросил о встрече. В своей книге «Кандинский и я «Нина пишет: «Однажды в конце мая 1916 моя подруга позвала меня на ужин к себе домой… среди гостей мое внимание привлек один господин, только что прибывший из-за границы и находящийся в Москве проездом. Ему нужно было передать сообщение Кандинскому, которое касалось — если я правильно помню — одной из запланированных выставок Кандинского… А я была знакома с племянником Кандинского, Анатолием Шейманом, сыном сестры его первой жены. Я указала господину на возможность передать сообщение… Доверенная мне миссия наполнила меня необычайным волнением, в котором смешались любопытство и ожидание. На следующий день я созвонилась с племянником Кандинского и получила номер его дяди. Тогда я позвонила Кандинскому. Кандинский сам подошел к телефону. Поскольку до сих пор он никогда не слышал моего имени, он сначала поинтересовался, откуда у меня его номер. Когда же я сообщила ему, что знакома с его племянником, его первоначальная сдержанность сменилась благосклонным расположением. Лишь тогда я смогла передать ему сообщение. К моему удивлению, когда я после нескольких любезных слов на прощание собиралась уже положить трубку, Кандинский сказал тихим голосом: «Я хочу непременно познакомиться с Вами лично».» Но Нина должна была уезжать на отдых, поэтому они договорились, что она позвонит, как только вернется в Москву. Для юной девушки внимание известного художника было лестным. А Кандинский никак не мог успокоиться; под впечатлением от звуков голоса незнакомки он сразу же принялся рисовать. Так родилась его акварельная работа «Незнакомому голосу». Те, кто уже интересовался творчеством этого художника, помнят, что Кандинский был синестетиком и обладал способностью «видеть» звуки, облекать их в формы и цвета. Первое свидание состоялось в музее (ныне — ГМИИ им. Пушкина). Всегда подтянутый и бодрый, общительный, интеллигентный, Кандинский вовсе не выглядел пятидесятилетним «старцем» — да и не был таковым по сути. «Меня сразу заворожили его добрые прекрасные голубые глаза. Всем обликом Кандинский напоминал вельможу…» Нина, генеральская дочь, закончила два университетских курса — по истории и философии, была интеллигентна и умна. Роман был коротким, и, несмотря на большую разницу в возрасте, на сопротивление матери невесты, на революционную дрожь в воздухе, Нина Андреевская и Василий Кандинский 11 февраля 1917 года стали мужем и женой. Белое подвенечное платье Нины было пошито по эскизу Кандинского. Кто-то говорил, что Нина «выскочила» замуж за знаменитость, другие осуждали Кандинского, мол, «седина в бороду — бес в ребро…» А молодожены были счастливы, они были влюблены, и мир играл яркими красками. Медовый месяц они провели в Финляндии, любуясь красотами местных водопадов. «Мы были как на необитаемом острове, не читали газет и ничего не знали, что происходит в России» — вспоминала Нина. Через две недели они приехали в Хельсинки и лишь здесь до них дошла весть о революции. Было принято решение ехать в Москву, где у Кандинского был доходный дом в Долгом переулке (современный адрес — улица Бурденко, 8/1). После революции дом экспроприировали, но семье удалось все-таки занять одну из квартир. В конце 1917 года у Кандинских родился сын Всеволод, которого отец просто таки боготворил. Нина принимала участие в работе мужа, попробовав свои силы в подстекольной живописи. По мотивам рисунков Кандинского ею были созданы стекла «Прогулка» и «Спящая», а также «Сцена с фаэтоном». Ее авторству также принадлежат несколько работ в технике аппликации. Одна из них — «Букет» — имеет на обратной стороне трогательную надпись: «Моему любимому бесконечно Васику от Нины всегда твоей. Поздравление на 15-е июля 1918». Жизнь после революции была трудной, «профессорский» паек Кандинского — до смешного скудным. Нина ходила на «толкучку», меняла на еду свои платья. От холода замерзала вода, в квартире топилась единственная печь, вокруг которой и сосредоточилась вся жизнь. Предложение, поступившее от Луначарского — войти в художественную коллегию Отдела ИЗО Наркомпроса, — пришлось как нельзя кстати. Кандинский организовывает институт художественной культуры, в 1919 году становится председателем Всероссийской закупочной комиссии. Он читает курс «Современное искусство» в Московском университете, а вскоре художника избирают вице-президентом Российской Академии художественных наук. Василий Кандинский. «Дамы на прогулке. Ахтырка». 1917 Бумага, акварель. 27×19,6. Частное собрание, Москва. Источник На этой картине Кандинский изобразил жену Нину и ее сестру Татьяну Весной 1920 года в семью Кандинских пришло горе: единственный сын Лодя умер от гастроэнтерита. Родители глубоко переживали утрату, и с тех пор никогда о детях не заговаривали. Кандинский, оправившись от потери, вернулся к работе, но та уже не давала ему прежнего удовлетворения. Молодые авангардисты наступали ему «на пятки», его картины критиковали… Долго это продолжаться не могло, и в конце 1921 года, прихватив несколько полотен, Кандинские отправились в Берлин, прочь от московского голода и холода, от могилки на Новодевичьем кладбище… Больше они в Россию не вернулись. Василий Кандинский. «Богоматерь с Младенцем». 1917 Стекло, масло. Национальный музей искусств Азербайджана, Баку Рассказывают, что однажды Нине Кандинской приснился любопытный сон: в нем она играла в шахматы со своим мужем, а вместо шахматных фигур на доске были крупные бриллианты, на которых посверкивали капельки крови… Якобы после этого сна Нина убедила мужа покинуть Россию. А позже стала большой любительницей дорогих украшений, в том числе и бриллиантовых. Драгоценности ее и сгубили. Но об этом в свое время. После унылой и голодной Москвы уютные, освещенные, нарядные берлинские улочки и магазины сводили с ума. Кандинский старался забыть прошлое, он избегал общения с русскими художниками-эмигрантами. Они с Ниной много гуляли и каждый день ходили в кино, которое оба очень любили. А весной 1922 года известный архитектор Вальтер Гропиус пригласил Василия Кандинского преподавать в Высшую школу строительства и художественного конструирования — Баухаус. Предложение было принято, и Кандинские отправились в городок Веймар. Кандинский погрузился в преподавательскую деятельность, от которой получал огромное удовольствие. А вот Нине здесь не нравилось, в Веймаре она чувствовала себя «как на острове». Жизнь была скромной, а единственными развлечениями были немногочисленные вечеринки с танцами, к которым Кандинский был совершенно равнодушен. Но и эти, казалось бы, невинные развлечения вызывали много кривотолков в провинциальном городке. Местные жители не были расположены к коллективу школы и ее молодым ученикам и даже — кто бы мог представить! — пугали ими своих детей, приговаривая «Не будешь слушаться — отправлю тебя в Баухаус!» В Веймаре, в этом достаточно ограниченном кругу общения, Кандинские очень сдружились с семьей Пауля Клее, часто ходили к ним в гости, а позже, когда в 1924 году школа переехала в город Дессау, стали соседями по дому. Баухаус в Дессау прижился. Городские власти выделили средства на новое здание школы, которое спроектировал Гропиус. Неподалеку, в небольшой сосновой роще, выстроили дома для преподавателей; рассказывают, что о месте для их строительства хлопотала Нина Кандинская. Каждый дом был рассчитан на две семьи, и, конечно же, Кандинские выбрали себе в соседи друзей — семью Клее. Кандинские много работали в садике у дома, посадили розы, гуляли по окрестностям. В письме другу Уиллу Громану, Кандинский писал: «Здесь так чудесно: мы живём на природе далеко от города, слышим петухов, птиц, собак, вдыхаем запах сена, цветущей липы, леса. За несколько дней здесь мы совершенно изменились». Открытие нового Баухауса. Слава направо: Василий и Нина Кандинские, Георг Мухе, Пауль Клее, Вальтер Гропиус. Фотограф Walter Obschonka. 1926. В 1926 году Баухаус торжественно отмечал 60-летие Василия Кандинского. Большая выставка, приемы, внимание прессы — не столица, но все-таки постоянная смена впечатлений. Молодая и красивая Нина Кандинская, конечно же, в центре внимания. Почти 300 акварелей, около 250 картин маслом, знаменитый труд «Точка и линия на плоскости», пьесы для абстрактного театра — для Кандинского период работы в Баухаусе был невероятно плодотворным. Он стал знаменит, о нем писали, его публиковали, о нем говорили, его картины покупали музеи. Антверпен и Берлин, Париж и Окленд принимали выставки его работ. В 1927 году Кандинские получили немецкое гражданство. По этому поводу был устроен костюмированный бал. Как вспоминала Нина, «…это было наше посвящение в граждане Германии». Радость от вновь обретенной свободы продолжалась лишь 5 лет, пока к власти не пришел Гитлер. Работы Кандинского, как и многих его друзей-авангардистов, были признаны новой властью «дегенеративным искусством». Нацисты закрыли Баухаус. После долгих размышлений Кандинские приняли решение уехать в Париж, «город художников». Нина добилась разрешения на переезд, подготовила к перевозке картины и мебель, а после занялась вопросами получения французского гражданства. После переезда Кандинский некоторое время не работал — не мог. Продажи его картин шли туго, что в Париже, что в Германии. Жить приходилось скромно. А потом началась Вторая мировая война. 10 июня 1940 года немецкие войска вошли в Париж. Кандинские уехали в курортный городок Котре, но вскоре им пришлось вернуться обратно в столицу — немецкие власти угрожали конфисковать их имущество, оставленное в съемной квартире. Собственно, ничего в их жизни не изменилось, распорядок дня остался прежним. Кандинский прогуливался, потом работал, с 14 до 15 часов обязательно спал — Нина в это время крепила на двери табличку, чтобы ее мужа никто не беспокоил. И вечером опять работа — пока свет окончательно не уходил. Так прошла война — в ежедневной работе, неспешных вечерних прогулках с Ниной. Конечно же, жизнь в оккупированном Париже была трудной. Летом 1944 года Кандинский стал плохо себя чувствовать. В августе Париж был освобожден от фашистов. Однако до дня победы над Германией Кандинский не дожил. Художник скончался от инсульта 13 декабря 1944 года. Позже Нина Николаевна записала: «Когда Кандинский умер, я подумала: „Это конец всему“… Ни один мужчина не мог в моих глазах выдержать сравнение с Кандинским. Поэтому я сконцентрировала всю свою энергию на работе на пользу его наследия, и это дало мне новые силы, а моей жизни — новый чудесный смысл». Нина Кандинская стала единственной законной наследницей своего мужа. Она не стала переезжать — осталась в Париже, в их квартире. Конечно же, к ней начали приходить искусствоведы и дилеры, надеясь на выгодную покупку, но часто оставались ни с чем. После войны картины Кандинского опять выросли в цене, и Нина Николаевна была вольна работы продавать, назначая справедливую цену, равно как и дарить работы музеям, что порой и делала. Могла учредить премию имени Кандинского, организовывать выставки его картин, а также могла затеять и выиграть судебный процесс о праве воспроизведения репродукций картин Кандинского в книге, где, по ее мнению, слишком много внимания уделялось отношениям художника с Габриль Мюнтер. Она все так же любила роскошные украшения, посещала светские мероприятия и выставки. И отлично понимала ценность наследия художника и распоряжалась им весьма осмотрительно и ответственно. Нина Кандинская несколько раз приезжала в Москву — навестить родственников, посмотреть на картины мужа. В 1973 году вышла ее книга воспоминаний «Кандинский и я». В начале 1970-х годов Нина Кандинская приобрела шале, расположенное в швейцарских Альпах, которое назвала «Эсмеральда». Именно здесь ее нашли мертвой 2 сентября 1980 года. Ее смерть признали насильственной, и, очевидно, дело было в ее знаменитых драгоценностях, которых недосчитались при осмотре дома. Все картины Кандинского остались на своих местах. Подозрений и версий было много — от «руки Москвы» до участия в трагедии сына Пауля Клее — Феликса, который незадолго до рокового дня навещал Нину Кандинскую… Но эта трагическая тайна так никогда и не была раскрыта. А могиле Нины Кандинской нет даты рождения — эту тайну она унесла с собой. Источник: artchive.ru
Цветочные музы: любимые цветы легендарных женщинЦветы – это не просто украшение, это воплощение красоты, нежности и изящества. Издавна они вдохновляли поэтов, художников и музыкантов, становясь символом любви, восхищения и преклонения перед женской красотой. В истории немало примеров того, как цветы становились верными спутниками и источниками вдохновения для великих женщин, оставивших свой след в искусстве, науке и политике. Одри Хепберн: белые ландыши и нежностьОдри Хепберн – икона стиля, талантливая актриса и гуманитарный деятель. Ее утонченная красота и элегантность покоряли сердца миллионов людей по всему миру. Любимыми цветами Одри были белые ландыши – символ чистоты, невинности и новой жизни. Этот нежный цветок отражал внутренний мир актрисы, ее доброту, искренность и стремление к совершенству. Даже в повседневной жизни Одри Хепберн часто украшала свои наряды букетиками ландышей, создавая вокруг себя атмосферу весенней свежести и легкости. Мерилин Монро: розы и страстьСекс-символ эпохи, актриса и певица Мерилин Монро была воплощением женственности и чувственности. Ее любимыми цветами были розы – символ любви, страсти и красоты. Мерилин обожала красные розы, которые идеально сочетались с ее яркой внешностью и темпераментным характером. Она часто появлялась на публике с букетами роз, а ее дом всегда был украшен этими роскошными цветами. Розы для Мерилин были не просто украшением, они были отражением ее внутренней силы и страсти к жизни. Неудивительно, что поклонники актрисы стремились заказать розы, чтобы выразить свое восхищение и признательность. Катрин Денев: орхидеи и изысканностьФранцузская актриса Катрин Денев – символ элегантности, изысканности и утонченного вкуса. Ее любимыми цветами были орхидеи – экзотические и загадочные, воплощающие роскошь и совершенство. Орхидеи идеально дополняли образ Катрин Денев, подчеркивая ее аристократичность и безупречный стиль. Актриса часто выбирала орхидеи для своих нарядов и украшала ими свой дом, создавая атмосферу утонченной красоты и гармонии. Эдит Пиаф: стойкие хризантемы и сила духаЛегендарная французская певица Эдит Пиаф, обладательница неповторимого голоса и сильного характера, питала особую любовь к хризантемам. Эти стойкие цветы, поражающие разнообразием форм и оттенков, символизируют долголетие, мудрость и силу духа. Хризантемы, с их многочисленными лепестками, словно олицетворяют сложный и многогранный внутренний мир Эдит Пиаф, ее способность преодолевать трудности и сохранять оптимизм. Купить букет хризантем – значит подарить не просто красивый букет, но и пожелать стойкости, мудрости и жизнелюбия. Екатерина II: тюльпаны и великолепиеРоссийская императрица Екатерина II была известна своей любовью к роскоши и великолепию. Ее любимыми цветами были тюльпаны – символ богатства, процветания и власти. Екатерина II создала в Санкт-Петербурге огромный ботанический сад, где выращивались редкие сорта тюльпанов со всего мира. Она считала тюльпаны символом своей империи, ее расцвета и могущества. Кэти Пери: фиолетовые и белые гортензииВсемирно известная певица Кэти Перри любит роскошные букеты из гортензий. Известно, что гортензии могут быть розовыми, зелеными, синими, фиолетовыми и белыми. Для Кэти Перри наиболее любимы фиолетовые и белые гортензии. Эти два цвета символизируют понимание, чистоту и мир. Скарлетт Йоханссон: фрезииПривлекательная актриса Скарлетт Йоханссон всегда украшает свой дом свежими цветами, когда не находится в павильонах для съемок. Его любимые цветы – лилии и розы, но больше всего актрису привлекает аромат фрезии, символизирующий дружбу и невинность. Наиболее ароматными являются розовые и белые виды фрезий. Анджелина Джоли: орхидеиЛюбимый цветок талантливой актрисы и режиссера Анджелины Джоли – орхидея. Нежная и экзотическая орхидея, по сути, декоративное растение. Он символизирует силу, роскошь, любовь и красоту. Поэтому не случайно, что Анджелину привлекают именно орхидеи. Мадонна: белые розыА всем известная Мадонна предпочитает элегантные и красивые белые розы. Белые розы имеют несколько значений, из которых наиболее распространены невиновность, любовь и чистота. Они также символизируют счастье и покой. В греческой мифологии белая роза связана с богом эпохи Возрождения Адонисом. Цветы как отражение личностиЛюбовь к цветам – это не просто прихоть, это отражение внутреннего мира, характера и вкуса. Цветы могут многое рассказать о личности человека, его характере, вкусах и предпочтениях. Они способны поднять настроение, подчеркнуть индивидуальность, вдохновить на творчество, создать атмосферу уюта и гармонии или вдохновить на новые свершения. Они могут быть символом любви и страсти, нежности и романтики, изысканности и роскоши. Именно поэтому так важно выбирать цветы с особым вниманием, учитывая предпочтения и характер человека, которому вы хотите их подарить.
Интересные фото 2023 года от журнала National GeographicЖурнал National Geographic опубликовал лучшие снимки 2023 года, посвящённые природе, жизни людей в разных странах и науке. Редакторы выбрали 29 самых интересных фото из более чем 2 миллионов. В число лучших вошла, например, работа морского биолога Александра Семёнова: он снял медузу «Львиная грива» в Северном Ледовитом океане. Фотограф Джен Гайтон для съёмки гиен у пруда в национальном заповеднике Кении использовала бронированного дистанционно управляемого робота. На снимке Карстена Петера можно увидеть волнительный момент погружения дайверов в опасные воды пещер Лаго-Верде в Италии. Морской биолог Александр Семенов называет медузу "львиная грива" королевой Арктических морей. Он сфотографировал этот величественный экземпляр на последней стадии его жизни: после размножения медуза уменьшилась в размерах, переварила или сбросила сотни своих длинных щупалец и, по словам Семенова, превратилась в "инопланетный цветок". Округ Коконино, Аризона Перед тем как программа Artemis отправит людей на поверхность Луны, NASA проводит высокоточные испытания на Земле. Для имитации лунной прогулки астронавт Зена Кардман надела этот тренировочный костюм, весом более 80 фунтов, чтобы воспроизвести диапазон движений и вес настоящего скафандра в условиях лунной гравитации. Национальный парк Доньяна, Испания Паломники поют, танцуют и играют фламенко во время остановки на своём весеннем пути к святилищу Девы Рокио. Фотограф Айтор Лара отмечает, что их песни "отражают волшебный опыт паломничества и радость от возможности выразить своё благоговение перед Девой". Заповедник Масаи-Мара, Кения Вскоре после рассвета на территории Лемек группа пятнистых гиен приходит к пруду, чтобы напиться. Часто неправильно понятые, гиены на самом деле являются сильными, умными и социальными животными, живущими и охотящимися в матриархальных кланах. Фотограф Джен Гайтон запечатлела этот момент с помощью бронированного дистанционно управляемого робота, разработанного инженерами National Geographic. Сиань, Китай В День труда туристы фотографируются на фоне пагоды и бронзовой статуи Сюаньцзана — буддийского монаха VII века, который провёл 16 лет в паломничестве в Индию и перевёл десятки манускриптов с санскрита на китайский язык. Чиба, Япония Рабочие на стекольном заводе Chiba Kogaku используют кувалды, чтобы снять глиняную оболочку вокруг сердцевины из оптического стекла. Это стекло, обладающее высокой устойчивостью к изменениям температуры воздуха, будет нарезано на пластины и отправлено в Университет Аризоны, где его расплавят и отольют в зеркала для крупных высотных телескопов. Пещеры Фрасасси, Италия Спелеолог Валентина Мариани (сверху), исследователь National Geographic Кенни Брод (в центре) и Надир Кварта готовятся к погружению в тёмные, токсичные воды Лаго Верде. Такие лишённые солнечного света экосистемы могут дать представление о химии жизни в инопланетных океанах. Северо-Западные территории, Канада Пастухи инувиалуиты перегоняют последнее стадо оленей в Канаде, насчитывающее около 4 000 особей, на пастбища для отёла. В 2021 году Региональная корпорация инувиалуитов полностью взяла на себя управление стадом с целью создания устойчивого источника продовольствия. Джаркоргон, Узбекистан Женская церемония под вышитым вручную сузани отмечает отправление сына на учёбу в столицу, Ташкент. Пока одна женщина читает стихи из Корана, другие снимают покрывало, чтобы благословить лепёшки. Этот ритуал был сформирован под влиянием зороастризма, одной из древнейших живых религий мира. Чикаго, Иллинойс Семифутовая зебровая акула в аквариуме Шедд, где разводят находящихся под угрозой исчезновения зебровых акул для производства яиц, которые будут отправлены в Индонезию. Их вырастят и выпустят в охраняемую морскую зону в Раджа Ампате, чтобы восстановить их популяцию в дикой природе. Регион Тенере, Нигер В Сахаре группа палеонтологов под руководством исследователя Пола Серено раскопала скелет зауропода. После отправки в Университет Чикаго находки экспедиции будут очищены, изучены и позже возвращены в Нигер. Валпараи, Индия Слоны бродят по чайной плантации, которая когда-то была частью их лесного обитания до того, как в конце 1800-х годов её преобразовали в сельскохозяйственные угодья. В настоящее время около 70,000 человек живут и работают в этом регионе среди 120 слонов. Провиденс, Род-Айленд В Университете Брауна доктор Брук Куинн (в синей перчатке) и её научный руководитель Шарон Сварц работают с короткохвостой летучей мышью Себы внутри аэродинамической трубы. Они тестируют, как крошечные сенсорные волоски на крыльях летучих мышей влияют на их реакцию на турбулентность во время полёта. Уэллингтон, Новая Зеландия Полевые специалисты исследуют коричневого киви с Северного острова через два месяца после того, как 11 из этих птиц были выпущены за пределами столицы Новой Зеландии. Киви, являющиеся национальным символом, были сильно сокращены из-за хищников, особенно ласок, завезённых в 1800-х годах. Чача, Индия Тадж Мохаммад стоит среди своих овец и коз в пустынном ландшафте Раджастхана. В 1998 году, будучи мальчиком, Мохаммад ощутил, как земля дрожит, и стал свидетелем гигантского облака пыли, когда Индия провела подземные ядерные испытания на близлежащем полигоне Покhran. В настоящее время Индия является одной из девяти стран, обладающих ядерным оружием. Нью-Хейвен, Коннектикут Чтобы лучше изучить, как клетки из одной области мозга соединяются с клетками в других, исследователи из Йельского университета искали способ реанимировать недавно мёртвую мозговую ткань. Команда достигла успеха, работая с мозгом свиньи, сочетая индивидуально подобранный коктейль лекарств (синий) с кислородным носителем (тёмно-красный). Лаборатория реактивного движения, Калифорния Техник изучает «мозги» космического аппарата NASA Europa Clipper, который будет запущен в следующем году. При пролёте мимо Европы — одной из крупнейших луны Юпитера — аппарат будет исследовать её ледяную оболочку и характеризовать солёное море, находящееся под ней. Заповедник биосферы монархов, Мексика Пронизанные солнечными лучами и сгрудившиеся вместе для сохранения тепла зимой, бабочки Монарх покрывают ёлки в святилище Эль-Росарио. Фотограф Хайме Рохо получил специальные разрешения на работу вне рабочего времени заповедника. Он сделал это фото незадолго до заката. Южная лагуна Рок-Островов, Палау Полосатая морская кура swims к поверхности океана, чтобы сделать вдох. В 2015 году Тихоокеанская островная нация создала морской заповедник, защищающий 193,000 квадратных миль своих вод. Национальный парк Тайрона, Колумбия Мамо Франсиско Чапарро, духовный авторитет коренных народов Аруако, собирает ракушки на карибском побережье. Дугунвин Гаравиту (слева) и Джейсон Искиердо обучаются, чтобы стать мamos. Чапарро наполнил ракушки мыслями и благодарностью перед тем, как разместить их на других священных местах Аруако. Коловези, Демократическая Республика Конго Пастор Нгои Нико (справа) из Африканской апостольской церкви Конго совершает крещение нового члена в реке ЛуаLABA. Прихожане используют этот поток для инициации и очищающих ритуалов, потому что считают его одним из немногих всё ещё чистых в условиях местной добычи кобальта. Пуно, Перу Медицинская команда подготавливает самку альпаки к операции по извлечению яиц для экстракорпорального оплодотворения. Эта процедура является частью программы по разведению альпак, которые будут более устойчивыми к изменениям климата и давать высококачественную шерсть для фермеров. Ни-Ауленд, Норвегия Преподобная Сив Лимстранд из Церкви Норвегии — единственный пастор архипелага Шпицберген в Арктическом океане, принимающий верующих любой национальности и религии. По мере потепления Арктики, конгрегация Лимстранд, состоящая из учёных и местных жителей, фиксирует и справляется с изменениями климата. Пуэрто-Нарино, Колумбия В космологии тикуна, одной из крупнейших коренных групп в Амазонке, розовые дельфины считаются озорными духами и хранителями водного царства. Женщины танцуют в костюмах дельфинов, изготовленных из коры дерева янчама. Южноатлантический океан Вулканологи и альпинисты возвращаются после многонедельной экспедиции на гору Майкл, удалённый вулкан на Южно-Сандвичевых островах. Команда успешно совершила первое восхождение и исследование этой вершины, на которой находится одно из немногих лавовых озёр на Земле. Источник: nationalgeographic.com
Как искусство помогает справиться с жизненными трудностямиИскусство во все времена играло роль не только как источник красоты и вдохновения, но и как мощное средство для преодоления жизненных трудностей. В трудные моменты творчество позволяет человеку выразить свои чувства, переосмыслить события и найти внутреннюю силу для преодоления кризиса. Многие известные художники, поэты, писатели, скульпторы и композиторы использовали искусство как инструмент для исцеления, обретения душевного покоя и борьбы с личными трагедиями. Давайте рассмотрим, как некоторые из них находили выход из жизненных кризисов через творчество. Винсент Ван Гог: искусство как лекарство для душиОдин из самых известных примеров — Винсент Ван Гог. Жизнь этого великого художника была полна страданий и душевных проблем. Ван Гог страдал от депрессии и, вероятно, от психического расстройства, которое в конечном итоге привело его к самоубийству. Однако, несмотря на свои внутренние страдания, Ван Гог нашёл утешение в искусстве. Картины Ван Гога, наполненные яркими красками и эмоциональной силой, являются отражением его внутренней борьбы и стремления найти красоту в мире, несмотря на личные невзгоды. Его «Звёздная ночь», написанная в период пребывания в психиатрической клинике, стала символом того, как искусство может быть способом выражения невыносимых эмоций и внутреннего конфликта. Ван Гог признавал, что живопись была для него своего рода терапией, позволяющей бороться с тревогами и депрессией. Фридрих Ницше: философия как способ преодоления кризисаФилософия Ницше, хоть и не относится напрямую к традиционным видам искусства, является примером того, как творчество может помочь справиться с жизненными вызовами. Ницше, страдавший от болезней, одиночества и кризиса в личной жизни, обратился к философии как к инструменту преодоления. В своих работах он развивал идеи, которые позволили ему создать концепцию «сверхчеловека» и идею преодоления слабостей через личную силу. Для Ницше философия была не просто теоретическим поиском, а настоящим жизненным путём, который помог ему справиться с жизненными проблемами. Его работы вдохновляли миллионы людей бороться с трудностями и находить смысл в самых тёмных моментах жизни. Стивен Спилберг: кино как способ преодоления страхов и комплексовВ это сложно поверить, но успешнейший кинорежиссер Стивен Спилберг когда-то был неловким и пугливым подростком. Свои страхи он научился преодолевать весьма нетривиальным способом: до смерти пугая своими шалостями родных сестер. Позднее, на съемках легендарного триллера «Челюсти», он говорил: «Лучший способ побороть свой страх — посмотреть на него со стороны и отдать на откуп другим». И оказался прав. Заставляя вздрагивать от ужаса и раскрывать рты от удивления миллионы зрителей по всему миру, режиссер продолжает препарировать в своих работах собственные отношения с семьей и другие внутренние конфликты и по сей день. Фрэнсис Скотт Фицджеральд: писательство как способ пережить семейную драмуПервые литературные опыты Фрэнсиса Скотта Фицджеральда состоялись еще в студенческие годы. Он был так увлечен экспериментами с различными жанрами и формами, что чуть было не вылетел из университета за неуспеваемость. Попав на фронт как раз перед выпускными экзаменами, он так и не успел поучаствовать в боевых действиях, зато познакомился с будущей женой. Избалованная и капризная Зельда стала прототипом многих его персонажей, но самое полное отражение семейная трагедия писателя нашла в романе «Ночь нежна». Неутешительный диагноз «шизофрения», который был поставлен Зельде после нескольких приступов помутнения рассудка, надолго вывел Фицджеральда из душевного равновесия, и он передал всю боль и безысходность герою романа. Фрида Кало: живопись как способ справиться с серьезной физической травмойКогда восемнадцатилетняя Фрида Кало попала в жуткую аварию, изменившую всю ее жизнь, никакой арт-терапии еще и в помине не было. Девушка сама попросила у отца кисти и краски, как только пришла в себя. В каждом автопортрете яркой и сильной художницы — отражение ее мира, полного нестерпимой боли. Живопись стала смыслом жизни Фриды и одной из действительно важных причин, чтобы продолжать бороться. Сильвия Плат: поэзия как выход из депрессииАмериканская поэтесса Сильвия Плат, известная своими глубокими и эмоциональными стихами, страдала от серьёзных депрессивных эпизодов на протяжении всей своей жизни. Её поэзия стала способом выразить внутреннюю боль и тревогу, с которыми она сталкивалась. Плат часто писала о своём чувстве изоляции, страхах и отчаянии. Её наиболее известное произведение, роман «Колокол под стеклом», также отражает борьбу с депрессией и поиски выхода из замкнутого круга тягостных мыслей. Хотя её жизнь оборвалась трагически, искусство дало ей возможность выразить то, что словами было трудно передать. Плат смогла через творчество донести свои чувства до читателей, многие из которых находили утешение в её работах, понимая, что не одиноки в своих переживаниях. Фредди Меркьюри: музыка как попытка победить смертьЛегендарный вокалист группы Queen тоже мог бы сделать карьеру в изобразительном искусстве: он даже окончил художественный колледж. Но любовь к рок-н-роллу, возникшая еще в школьные годы, взяла свое, и мальчику было суждено стать иконой рок-музыки. На пике славы певца настигла смертельная болезнь. Фредди Меркьюри было всего сорок, когда он узнал, что у него СПИД. Еще три года длились концертные туры группы. Запись новых песен велась до последних дней жизни солиста. Практически во всех клипах 1991 года в центре черно-белого кадра — густо загримированный исхудавший человек, улыбающийся зрителям своей фирменной улыбкой. Ведь «шоу должно продолжаться». Людвиг ван Бетховен: музыка как преодоление глухотыОдин из величайших композиторов всех времён, Людвиг ван Бетховен, столкнулся с огромной жизненной трудностью — потерей слуха. Для композитора, чья жизнь была полностью связана с музыкой, глухота стала настоящей трагедией. Однако вместо того чтобы сдаться, Бетховен продолжал создавать шедевры, находя в музыке утешение и новый способ выражения своих эмоций. Его поздние симфонии, в том числе знаменитая Девятая симфония, были созданы в период почти полной глухоты. Бетховен находил в музыке путь к внутренней свободе, несмотря на физическое ограничение, которое могло бы сломать многих. Он доказал, что даже в самых сложных ситуациях можно найти творческую силу, которая позволит преодолеть трудности. Эрнест Хемингуэй: письмо как способ борьбы с травмойАмериканский писатель Эрнест Хемингуэй часто использовал своё творчество как средство борьбы с эмоциональными и психологическими трудностями. Он участвовал в Первой мировой войне и столкнулся с посттравматическим стрессом, который наложил отпечаток на его жизнь. В своих произведениях, таких как «Прощай, оружие» и «По ком звонит колокол», Хемингуэй исследовал темы войны, утраты, любви и страха смерти. Его сдержанный и лаконичный стиль письма отражал его попытки справиться с травмами и болезненными переживаниями. Хемингуэй смог превратить свои личные испытания в мощные литературные произведения, которые трогают сердца людей по всему миру, находящих утешение в его словах. Микеланджело: скульптура как выражение боли и силыИтальянский скульптор и художник Микеланджело Бунаротти также нашёл утешение и выход в искусстве, сталкиваясь с внутренними конфликтами и физическими трудностями. Несмотря на напряжённые отношения с некоторыми покровителями и огромные физические нагрузки, связанные с созданием монументальных произведений, Микеланджело видел в своём искусстве способ выражения силы и борьбы. Его статуи, такие как знаменитый «Давид», олицетворяют не только физическую красоту и мощь, но и внутреннюю борьбу человека за идеалы. Искусство Микеланджело несло в себе не только красоту, но и философские размышления о жизни, судьбе и человеческой силе в преодолении препятствий. Искусство — это мощное средство самовыражения, которое помогает человеку справляться с самыми сложными жизненными обстоятельствами. Будь то живопись, музыка, литература или философия, творчество позволяет найти выход из кризиса, переосмыслить боль и найти внутренний баланс. Примеры великих художников, писателей и композиторов показывают, что искусство способно исцелять душу и дарить надежду даже в самые тёмные моменты жизни.
История мыла: как нечистоты стали использовать для чистотыСовременным людям сложно себе представить жизнь без мыла. Это простое средство гигиены занимает почетное место в потребительской корзине каждой семьи. Однако оно существовало не всегда. История мыла довольно долгая и парадоксально грязная. На самом деле до возникновения мыла в том виде, в котором мы привыкли его видеть, для очистки одежды и тела от грязи люди использовали буквально все, что попадалось под руку: глину, муку, пемзу, золу, человеческую мочу, бычью желчь, песок, опилки, мед, пчелиный воск, дрожжи, яичные желтки, молоко, кору и плоды различных растений, а также птичий помет и даже мозговые кости. Историки предполагают, что история мыла берет свое начало в Месопотамии. Первые упоминания о древнем составе мыльного раствора датируются примерно 2500 г. до н.э. Рецепт средства гигиены нашли на шумерских табличках. В состав очищающего снадобья входило всего три ингредиента: древесная зола, вода и козлиный жир. Все это кипятилось и превращалось в жирную слизь, которая способна была очистить тело и одежду от грязи. В Древнем Египте в качестве очищающего средства использовали субстанцию, состоящую из животных или растительных жиров и экстракта галенита или карбоната кальция, который добывали из Нила. Рецепт древнего снадобья был описан в 1550 году до н.э. на папирусе Эберса – древнеегипетском медицинском трактате. Само слово «мыло» произошло от латинского «sapo». Согласно легенде, на некоей горе Сапо в Древнем Риме регулярно совершались жертвоприношения. Животный жир, который образовывался в результате сжигания, смешивался с золой и во время дождя стекал в реку Тибр, в которой римляне стирали белье. Однако эта легенда не нашла подтверждения, потому что ученые не смогли отыскать хотя бы одного достоверного источника, в котором фигурировало бы название горы Сапо или вообще место ее нахождения. При раскопках Помпеи археологам удалось отыскать сохранившиеся с тех времен куски странной субстанции, похожей на мыло. Однако анализ показал, что это обычная глина со следами мочи. В результате историки пришли к выводу, что обнаружили не мыловарню, а фуллонику – древнеримскую прачечную. Пока рецепт мыла еще не был придуман, в быту активно использовали человеческую мочу. Аммиак, который образуется в моче при ее разложении, отлично справляется с жиром и грязью на одежде. Стоит отметить, что в некоторых странах прачки до сих пор используют мочу для стирки или при полоскании. В Древнем Риме работа в прачечной предполагала не только стирку, а и сбор мочи у населения. Для этого по всему городу работники фуллоники расставляли горшки, чтобы люди могли в них мочиться. Затем наполненные сосуды приносили в прачечную, где смешивали с глиной и использовали для стирки одежды. То есть слово «sapo» произошло не от названия горы, а скорее от позаимствованного англосакского «sap», что переводится как «сок» или «моча». Принято считать, что впервые варить мыло стали римляне, но это не совсем так. Несмотря на развитие водопровода и распространение общественных бань, люди долгое время очищали свою кожу при помощи оливкового масла. Разгоряченные в банях тела намазывали маслом, а затем соскребали его вместе с грязью при помощи специального серповидного скребка – стригиля. Сам же рецепт очищающей субстанции римляне позаимствовали у галлов. Изобретательные галлы смешивали буковую золу с козьим салом и получали мазь, которую использовали для очистки одежды и тела. Весомый вклад в историю мыла внесли мусульманские страны. Для изготовления ароматных брусков использовали различные масла и травы. Такое мыло славилось своей мягкостью и приятным запахом. Из сирийских аптек торговцы привозили средство гигиены в средневековую Европу, где мыло стало предметом роскоши у привилегированных слоев населения. Начиная с VII века мыловарение стало распространено практически во всех странах. Стоит отметить, что мусульманские мастера во многом превзошли в этом ремесле европейцев. Они изготавливали не только разноцветное твердое мыло, а и жидкое. Отдельно в иракских городах Басре и Куфе варили специальное мыло для бритья. Согласно историческим сведениям, такое мыло продавали по 0,3 динара вплоть до 981 года н.э. В Европе мыловарением занимались итальянцы, французы, англичане и испанцы. Одним из самых популярных средств гигиены было испанское мыло Jabon de Castilla. Кастильское мыло продавалось по 4 пенса за брусок. С XVI века история мыла совершила неожиданный поворот. Люди стали использовать его только для уборки и стирки, потому как среди населения распространились слухи, что все болезни передаются через воду. Поэтому население решило отказаться от регулярных купаний. Стоит также отметить, что мыловарение в то время было частью рутинной домашней работы практически каждой хозяйки. В 1662 году в Англии впервые выдали патент на изготовление мыла. В 1807 году была создана компания Colgate, которая на тот момент занималась производством мыла, свечей и крахмала. Благодаря французскому химику Мишелю Эжен Шеврелю технология мыловарения удешевилась, стала проще и доступней. В 1837 году на рынке мыловарения появилась компания Procter & Gamble. Население возобновило водные процедуры, но по-прежнему избегало использования мыла. История мыла претерпела значительные изменения во времена Гражданской войны в США. Спрос на туалетное средство резко вырос после того, как реформаторы начали рассказывать о том, как важна личная гигиена и соблюдение санитарных норм. В 1898 году мир впервые увидел мыло Palmolive, которое не сдает позиции на рынке до сих пор. Легендарное мыло делали на основе пальмового и оливкового масел, отсюда и происхождение его названия. С 1909 года благодаря многочисленным лабораторным экспериментам мыло повсеместно стали изготавливать на основе растительных жиров, все больше уходя от использования побочных продуктов животного происхождения. Procter & Gamble были среди первых компаний, изменивших рецепт мыла. С тех пор оно стало доступным и широко используемым продуктом среди населения. На сегодняшний день мыловарением занимаются не только крупные компании, а и обычные люди, для которых изготовление мыла – это хобби. Технология создания средства гигиены давно вышла на новый уровень. Рынок мыла теперь намного разнообразнее, чем был всего лишь сотню лет назад. В продаже можно найти мыльные бруски различных форм и размеров, цветов, запахов и составов. Источник: bigpicture.ru
Удивительная история кондиционирования воздухаКондиционер... Это удивительный прибор стал первым средством для создания комфортного микроклимата. О том, что с изнуряющим зноем можно и нужно бороться, наши далекие предки догадались еще тысячи лет тому назад. Наверное, первым холодильщиком можно считать неандертальца, обнаружившего, что в пещере даже в самые жаркие дни царит приятная прохлада. Для того, чтобы хоть как-то спастись от жары, правители древности окружали свои дворцы тенистыми садами и водоемами, наполняли подвалы льдом, а вооруженные опахалами слуги создавали освежающее движение воздуха. Впервые попытались кондиционировать воздух в Персии тысячи лет назад. Охлаждение воздуха в персидских устройствах происходило по принципу охлаждения воды при испарении. Типичный кондиционер тех дней представлял собой специальную шахту, улавливающую дуновение ветра, в которой размещались пористые сосуды с водой или протекала вода из источника. После охлаждения и насыщения влагой в шахте воздух поступал в помещение. Эффективный для жаркого и сухого климата, такой кондиционер оказался бы бесполезным в условиях высокой относительной влажности воздуха.В Индии попытка противостоять жаркому летнему климату привела практически к созданию вечного двигателя. Установив вместо входной двери в помещение каркас, обвитый кокосовой пальмой – татти, индусы поместили над ним ёмкость, которая медленно заполнялась водой за счет капиллярного эффекта татти. Когда уровень воды достигал определённого значения, ёмкость опрокидывалась, орошая водой дверь, и возвращалась в исходное состояние. Этот процесс повторялся многократно. Мало кто знает, что слово кондиционер впервые было произнесено вслух еще в 1815 году. Именно тогда француз Жанн Шабаннес получил британский патент на метод . Однако, практического воплощения идеи пришлось ждать достаточно долго. Только в 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Карриер собрал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, здорово ухудшавшей качество печати. Правда, уже через год аристократия Европы, посещая Кельн, считала своим долгом посетить местный театр. Причем, живой интерес публики вызывала не только (и не столько) игра труппы, а приятный холодок царивший в зрительном зале даже в самые знойные месяцы. А когда в 1924 году система кондиционирования была установлена в одном из универмагов Детройта, наплыв зевак был просто умопомрачительным. Если бы хозяин заведения догадался брать плату за вход, то, наверное, в короткий срок обогнал бы и Форда, и Рокфеллера. Впрочем, заведение внакладе не осталось – в считанные дни его оборот вырос более чем в три раза! В XIX веке британский изобретатель Майкл Фарадей обнаружил, что сжатие и сжижение определённого газа охлаждают воздух. Но его идеи были в значительной степени теоретическими. Электрический способ кондиционирования воздуха был изобретён Уиллисом Кэррьером примерно в 1902 году. Он же разработал первую систему кондиционирования воздуха для типографии в Бруклине. Летом, при процессе печатания, постоянное изменение температуры и влажности не позволяло добиться качественной цветопередачи. Кэрриер разработал аппарат, который охлаждал воздух до постоянной температуры и осушал его до 55 %. Своё устройство он назвал «аппаратом для третирования воздуха». В 1915 году он и еще шесть коллег-инженеров основали собственную компанию «Garner Engineering Co.», впоследствии переименованную в «Carrier» («Кэрриер»). Сегодня компания Carrier — один из ведущих производителей кондиционеров, ей принадлежит 12% мирового объёма производства кондиционеров. Эти первые аппараты и стали предками современных систем центрального кондиционирования воздуха. Уже в те годы существовали водоохлаждающие машины – чиллеры, внутренние блоки – фанкойлы и нечто напоминающее современные центральные кондиционеры. В начале двадцатого века к инженеру Кэриеру обратился руководящий состав одной из крупнейших типографий в Нью-Йорке. Отнюдь их не интересовал комфорт своих сотрудников в жаркие летние дни, просто из-за повышенной влажности внутри помещения, качество печатной продукции значительно падало. Именно тот самый кондиционер целью которого было просто осушение воздуха и дал толчок развития кондиционерам как бытовой климатической техники. Первый кондиционер был создан для осушения воздуха!Но практического воплощения идеи пришлось ждать достаточно долго. Только в 1902 году американский инженер-изобретатель Уиллис Карриер собрал промышленную холодильную машину для типографии Бруклина в Нью-Йорке. Самое любопытное, что первый кондиционер предназначался не для создания приятной прохлады работникам, а для борьбы с влажностью, здорово ухудшавшей качество печати... Правда уже через год аристократия Европы, приезжая в Кельн, считала своим долгом посетить местный театр. Причем живой интерес публики вызывала не только (и не столько) игра труппы, а приятный холодок, царивший в зрительном зале даже в самые знойные месяцы. А когда в 1924 году система кондиционирования была установлена в одном из универмагов Детройта, наплыв зевак был просто умопомрачительным. Впору было ввести плату за вход, впрочем, предприимчивый хозяин внакладе не остался. Эти первые аппараты и стали предками современных систем центрального кондиционирования воздуха. «Ископаемым» предком всех современных систем кондиционирования может считаться первый комнатный кондиционер, выпущенный компанией General Electric еще в 1929 году. Поскольку в качестве хладагента в этом устройстве использовался аммиак, пары которого небезопасны для здоровья человека, компрессор и конденсатор кондиционера были вынесены на улицу. То есть по своей сути это устройство было самой настоящей сплит-системой! Однако, начиная с 1931 года, когда был синтезирован безопасный для человеческого организма фреон, конструкторы сочли за благо собрать все узлы и агрегаты кондиционера в одном корпусе. Так появились первые оконные кондиционеры, далекие потомки которых успешно работают и в наши дни. Более того, в США, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, а также на Тайване, в Гонконге, в Индии и большинстве Африканских стран оконники до сих пор являются наиболее популярным типом кондиционеров. Причины их успеха очевидны: они примерно вдвое дешевле аналогичных по мощности сплит-систем, а их монтаж не требует наличия специальных навыков и дорогостоящего инструмента. Последнее особенно важно вдали от очагов цивилизации, где легче отловить снежного человека, нежели найти гражданина, знакомого с монтажом холодильной техники. Долгое время лидерство в области новейших разработок по вентиляции и кондиционированию воздуха принадлежало американским компаниям, однако в конце 50-х, начале 60-х годов инициатива прочно перешла к японцам. В дальнейшем именно они определили лицо современной индустрии климата. Облик современного кондиционера - творение японских корпорацийТак в 1958 году японский производитель кондиционеров корпорация Daikin предложила первый тепловой насос, тем самым научив кондиционеры работать на тепло. А еще через три года произошло событие, в значительной мере предопределившее дальнейшее развитие бытовых и полупромышленных систем кондиционирования воздуха - это начало массового выпуска сплит-систем. Начиная с 1961 года, когда японская компания Toshiba впервые запустила в серийное производство сплит-систему - кондиционер, разделенный на два блока, популярность этого типа климатического оборудования постоянно росла. Благодаря тому, что наиболее шумная часть кондиционера – компрессор – в сплит-системах оказалась вынесена на улицу, в помещениях, оборудованных сплит-системами, намного тише. Интенсивность звука уменьшена на порядок! Второй огромный плюс – это возможность разместить внутренний блок сплит-системы в любом удобном месте. Сегодня выпускается немало различных типов внутренних устройств: настенные, подпотолочные, напольные и встраиваемые в подвесной потолок – кассетные и канальные. Это важно не только с точки зрения дизайна – различные типы внутренних блоков позволяют создавать наиболее оптимальное распределение охлажденного воздуха в помещениях определенной формы и назначения. А в 1968 году на рынке появился кондиционер, в котором с одним внешним блоком работало сразу несколько внутренних. Так появились мультисплит-системы. Сегодня они могут включать в себя от двух до шести внутренних блоков различных типов. Существенным нововведением стало появление кондиционера инверторного типа. В 1981 году компания Toshiba предложила первую сплит-систему, способную плавно регулировать свою мощность, а уже в 1998 году инверторы заняли 95% японского рынка. Ну и, наконец, последний из наиболее популярных в мире типов кондиционеров – VRF-системы – были предложены в 1982 году компанией Daikin. Первый автомобильный кондиционер имел мощность охлаждения 370 Вт, был создан фирмой С & С Kelvinator Co в 1930 году и установлен на Кадиллаке. Интересные факты о кондиционерах1. Само понятие «кондиционер», подразумевающее обеспечение определенного уровня температуры, известно уже очень давно. Слово происходит из сочетания слов на английском языке (air переводится как воздух, а condition - как условие). Широкая публика впервые услышала название прибора еще в 1815, когда Ж. Шабаннес на методику кондиционирования получил патент, а также на методику контроля температуры. 2. Еще в 1902 Уилли Кэрриер сконструировал первую установку. Она была сделана для Бруклинской типографии. Целью создания машины было понижение влажности, которая вредила процессу печати, снижая ее качество. 3. А первой организацией с кондиционером стала Фондовая биржа в городе Нью-Йорк. Его установили в 1903. 4. До 60-х производители из США были лидерами в области приборов для кондиционирования. После этого лидирующую позицию заняла Япония, которая несколько позднее определила основное направление развития климатической техники. 5. Климатический прибор, который был способен обогревать помещение, был разработан лишь в 1958. 6. А в 1961 производитель из Японии Toshiba запустил приборы в массовое производство. Они состояли из двух элементов. Такая конструкция стала очень популярной, и климатические приборы активно покупали потребители. Эти системы были тише по сравнению с оконными вариантами, ведь шумная часть располагалась вне помещения. 7. В 1981 этим же производителем была разработана система, позволяющая менять мощность плавно. Прошло семнадцать лет, и именно такие системы практически заполонили рынок в Японии, заняв около 95%. 8. Первый производитель, который установил кондиционер в автомобиле, стала Packard. В эти годы автомобиль в США стоил около 700 долл. При этом кондиционер в нем стоил около 250, что составляло практически третью часть цены автомобиля. 9. В начале 60-х кондиционеры выпускались уже в СССР. Но их производили для кораблей и ракет, а не для предприятий или квартир. Кондиционеры бытового назначения начали выпускаться лишь еще через десять лет. 10. Вместе с развитием кондиционеров шагнули вперед и медицинские технологии. Средняя продолжительность жизни увеличилась, а болезни распространялись уже не так активно. Ведь эти проблемы характерны для жаркого климата. Производительность труда на предприятиях также увеличилась. 11. До того, как были изобретены кондиционеры, занятия в школах не проводились из-за сильной жары. Теперь в помещении можно поддерживать прохладу, но традиция каникул сохранилась. 12. В своих залах устанавливать охлаждающую технику первыми начали кинотеатры. Чтобы привлечь как можно больше клиентов, в летний период показывались высокобюджетные картины. 13. Интересно, что многие лекарственные препараты не смогли бы изобрести без кондиционеров, так как некоторые из них можно исследовать лишь в прохладе. 14. Эти приборы очень помогают тем, кто страдает от аллергии в летний период. Они могут дышать профильтрованным воздухом. 15. До того, как кондиционеры стали доступны, многие вещи хранились в огромных кубах изо льда. При появлении этих приборов их рейтинг охлаждения основывался на объеме льда, необходимого для поддержания прохлады на аналогичном уровне. 16. В результате научных исследований было доказано, что после появления кондиционеров степень переносимости жары у человека снизилась. 17. И наиболее крупный, и самый малогабаритный кондиционер были созданы в США. Самый большой прибор применяют в теплицах, чтобы поддерживать подходящие условия. Самые маленькие варианты устанавливают в тюремных камерах уровня VIP. 18. До того, как изобрели кондиционеры, в домах делали высокие потолки, чтобы обеспечить прохладу.
|
|