Не требуйте совершенства: почему не стоит искать виноватых

Когда случаются неприятности, крупные или мелкие, нам хочется «назначить» виновных и обрушить на них свой гнев. Это естественный процесс, но лучше от него отказаться. И эта статья расскажет вам, как это сделать.


Почему мы любим искать виноватых


Серьёзные проблемы или сложные жизненные ситуации способны вызвать дистресс — состояние, при котором нагрузка на человека слишком велика и он не в силах с ней справиться. Причины могут быть любыми — от потери работы или разрыва отношений до угрожающих событий в мире.

Чтобы адаптироваться и снизить градус эмоционального напряжения, люди применяют разные когнитивные стратегии. И поиск виноватых — одна из них.

Популярность этого способа можно объяснить особенностями работы мозга. В книге «Биология добра и зла» нейробиолог Роберт Сапольски рассказывает, что, когда мы думаем о своих поступках, активируется вентромедиальная префронтальная кора. Она связана с эмоциональными переживаниями.

Когда же речь идёт о других людях, в дело вступают островок и дорсолатеральная префронтальная кора, ответственная за логические рассуждения.

Мы не знаем, о чём думают и что чувствуют окружающие, поэтому судим их с точки зрения сухих фактов.

Эта особенность приводит к когнитивному искажению — фундаментальной ошибке атрибуции. Её суть в том, что свои плохие поступки и провалы мы объясняем влиянием обстоятельств, а чужие — их личными особенностями. «Он не сдал тест, потому что тупой, а я — потому что не выспался».

Эта ошибка делает обвинение других ещё проще, ведь можно приписать им море негативных качеств, признать людей изначально плохими, ругать и ненавидеть.

Почему поиск виноватого не лучшая стратегия


В первую очередь, обвинение других людей мешает разрешать конфликты и чувствовать себя комфортно. Такой подход множит ненависть, сужает фокус внимания и не даёт рассмотреть проблему с разных сторон.

Например, признав сотрудника неприятным, вы не попытаетесь найти с ним общий язык. Зачем прилагать усилия, если он просто такой человек, а значит, в принципе не может измениться?

Кроме того, ухудшается и личное состояние. В научных работах отмечают, что обвинение и прочие неадаптивные способы борьбы со стрессом снижают эмоциональное благополучие, вызывают тревожность и депрессию, усугубляют проблемы в общении.


Чем заменить поиск виноватых


В одном исследовании определили, что, помимо возложения ответственности на других, есть ещё восемь когнитивных стратегий для борьбы со стрессом.

Часть из них неадаптивные — те, что не помогают справиться с напряжённым состоянием. К ним относится руминация — этакая «жвачка» из мыслей и чувств, посвящённых проблеме, которая без конца крутится в голове.

Также в числе плохих способов — самообвинение и катастрофизация, которые только подчёркивают ужас переживания.

Такие стратегии мешают справиться со стрессом и повышают риск скатиться в депрессию. А вот хорошие способы, которые, наоборот, увеличивают шансы адаптироваться и восстановить душевное спокойствие:

  • Принятие — попытка смириться с ситуацией. Эта стратегия считается позитивной, поскольку, лишь приняв произошедшее как факт, получится приступить к рациональным действиям.

  • Концентрация на планировании — мысли о том, что нужно предпринять, чтобы справиться с негативным событием. Продумывание конкретных шагов помогает избавиться от тревожности, придаёт больше оптимизма и улучшает самооценку.

  • Положительная переориентация — замена мыслей о плохом размышлениями о приятных событиях и ситуациях. Это помогает абстрагироваться от негатива и может пригодиться в обстоятельствах, где решение проблемы от вас не зависит. Лучше, если это будет поведение, ориентированное на действие. Например, вместо того чтобы вспоминать, как вам было хорошо когда‑то, стоит отправиться на прогулку, встретиться с друзьями или заняться каким‑то хобби.

  • Рассмотрение в перспективе — оценка серьёзности события или его сравнение с другими ситуациями. Эта стратегия включает много способов. Например, можно проверить реальные статистические данные, перенести акцент на факты вместо страхов, вспомнить, как вы успешно преодолели похожие проблемы в прошлом и что хорошего есть в настоящем.


В следующий раз, когда вы почувствуете желание обвинить кого‑то в ваших невзгодах, попробуйте заменить эту стратегию какой‑то из перечисленных выше. Продуктивный подход не заставит вас впустую ненавидеть людей и поможет выбраться из эмоциональной ямы.
Источник: lifehacker.ru
Поделись
с друзьями!
12
0
8 часов

Занимательная история специй: как пряности лечат и утешают человечество

Специи — это сложный мир вкусовых добавок к пище, имеющих растительное происхождение: листьев, бутонов, соцветий, стеблей, плодов, семян, кореньев, коры, околоплодников, кожуры или фруктов. Они неоднократно сталкивали друг с другом людей, армии и целые государства, которые стремились овладеть «божественными» ароматами, стать обладателями пряных богатств. В интернете много интересных материалов на эту тему, но особенно подробно ее раскрыл Джон О’Коннелл в книге «Специи», на которую я опирался при написании своей статьи.


Специи придают готовому блюду определенную глубину цвета, расширяют его вкусо-ароматический профиль, улучшают переваривание и усвоение пищи, а также продлевают срок ее хранения. Раньше с их помощью маскировали запах протухших продуктов.

Многие специи обладают антимикробными свойствами, поэтому их до сих пор добавляют в блюда, чтобы те не портились. Сегодня, при нынешнем уровне технологического оснащения хозяйств и кухонь, конечно, черный перец уже никто не кладет в гуляш, чтобы скрыть от барина, что он «с душком». Поэтому основная роль специй в современном мире — подчеркнуть достоинства продукта, раскрыть его грани.

В специях содержатся эфирные масла, а также более сложные маслосмолы, которые работают вместе, чтобы передать готовому блюду новые ароматы. Они подразделяются на функциональные группы: спирты, кетоны, альдегиды, сложные эфиры, терпены, тиолы, фенолы и т. д. Мы рассмотрим только важнейшие химические компоненты, играющие первую скрипку в наших любимых пряностях.


Черный перец


Начнем, конечно же, с черного перца. Он носит красивое латинское название Piper nigrum и культивируется ради плода — маленького фрукта, из которого получают белый, зеленый, красный и, собственно, черный перец.

Сушеная или молотая, эта специя считается самой популярной в европейской кухне благодаря своим ароматическим, медицинским и органолептическим качествам. Как почти всё в нашем мире, перец тоже когда-то называли «черным золотом» и «королем специй»: стоил он как чугунный мост, а богачей, обладавших им, могли именовать «мешками перца».

Перцем платили налоги и взятки, его подносили в качестве приданого или выкупа вестготам, осаждавшим Рим. В свое время в Лондоне была учреждена Гильдия торговцев перцем, которая следила, чтобы никто не подделывал специю. Наказание за такой проступок могло быть самым жестоким — вплоть до закапывания живьем.

Сегодня, конечно, перец никто в уплату налогов не возьмет, потому что он давно стал продуктом массовым и неинтересным для рядового потребителя. Но мы до сих пор ценим его за пиперин — алкалоид, отвечающий за жгучесть в Piper nigrum, благодаря которому можно «оживить» любое блюдо. Считается, что именно в этом секрет steak au poivre — стейка с перцем: его рецепт был создан, чтобы воскресить безвкусную замороженную говядину, доставленную французским шефам из Америки.

Предположительно, пиперин оказывает благотворное воздействие на человеческий организм, поскольку может подавлять рост раковых клеток, хотя ученые и не понимают, как это работает. А еще исследователи считают, что пиперин вмешивается в деятельность генов, контролирующих формирование новых жировых тканей, — иными словами, перец помогает худеть. Но это неточно.

На самом деле за пару тысяч лет не так много изменилось. Древнегреческий врач Диоскорид наверняка тоже не понимал, как работает Piper nigrum, однако все равно рекомендовал его в качестве прогревающего и улучшающего пищеварение и мочеиспускание средства. Но мой любимый рецепт — это аюрведическая паста из молотого белого перца и сливочного масла, которую нужно лизать время от времени, чтобы вылечить горло.

Кардамон


Если черный перец — король, то королевой считался кардамон — самая дорогая специя в мире после шафрана и ванили.

Произрастает она в Южной Индии и на Шри-Ланке, в Гватемале и Танзании. Кардамон имеет настолько древнюю историю, что упоминается уже и в ведических текстах, и у античных греков. Считается, что его выращивали в вавилонских садах и в Скандинавии.

Семена кардамона употребляются и как приправа, и как консервант, и как стимулятор. Его основной химический компонент — цинеол, который активно применяется в качестве успокаивающего, антисептического, отхаркивающего и слабительного средства. Семена кардамона часто жуют для свежести дыхания и детоксикации организма после чрезмерного употребления кофе. В Индии до сих пор их используют, чтобы облегчать приступы астмы и метеоризма, лечить анорексию и дебилизм, а также заваривать восхитительный чай масала!


А вот китайский справочник 1973 года рекомендует употреблять кардамон для скорейшего растворения в желудке медных или железных монет, рыбьих костей и других посторонних предметов. Удобная штука, но не спешите глотать cardamomum вместе с ложкой — вдруг это все-таки неправда.

Огромная часть всего кардамона, производимого в мире, направляется в арабские страны, где его используют в «бедуинском» кофейном напитке — кахве, который может на 40 % состоять из этой специи. Другими ингредиентами также нередко становятся шафран, гвоздика и корица: вместе с кофе они обжариваются, перемалываются и завариваются. Если на Ближнем Востоке вас угощают таким напитком — наверное, вы почетный гость.

В Скандинавии вам тоже предложат согреться, но не кофе, а горячим глёгом из вина и пряностей, куда обязательно входит кардамон. Традиционно считается, что в регион специю завезли торговавшие с Византией викинги, но кулинарный археолог Д. Серра придерживается иной версии: скорее всего, скандинавам стоит благодарить мавров — берберов-мусульман, которые в VIII веке плотно оккупировали Пиренейский полуостров.

Куркума


Куркума, в отличие от кардамона, — одна из самых дешевых специй. Англичане называют ее turmeric, от лат. terra merita — «достойная земля». Наверное, из-за того, что в перемолотом виде это именно то, что вы обычно наблюдаете у себя под ногами на индийском рынке.

Чтобы получить желто-песочный порошок, корневища растения (очень похожего своими «пальцами» на имбирь) выкапывают, очищают, обрезают, варят, сушат, а затем полируют и сортируют. Высушенная куркума очень твердая — считается, что это единственная специя, которую допустимо покупать в молотом виде. Хотя свежую тоже используют: тушат вместе c овощами и мясом или просто маринуют и едят с сахаром.

Куркуму полюбили за яркий цвет. С ее помощью буддийские монахи окрашивали свои одеяния, индийские женщины — сари, а мошенники — сыры и масло. Конечно, она используется и в официальной промышленности как добавка Е100, защищающая продукты от прямого воздействия солнечного света. Именно за яркий оранжевый цвет куркуму иногда называют «индийским (или ложным) шафраном» (на этом сходства заканчиваются) и добавляют в блюда с рисом. Можно встретить ее и в сладких кушаньях — например, в ливанских веганских кексах с семолиной или индийском рисово-кокосовом патолео, а также в составе знаменитых смесей рас-эль-ханут и карри.

Но самый ценный компонент этой специи — куркумин, основное химическое соединение, которое является не только иммуномодулятором и природным антибиотиком, но и противовоспалительным средством и мощным антиоксидантом.

Естественно, нужно понимать, о каких количествах вещества идет речь. Чтобы принять даже 1 грамм куркумина, нужно будет съесть столько специи, что быстрее пожелтеешь сам. Но исследователи продолжают радовать своими находками. Есть данные, что куркумин снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, стимулирует мозговую активность, является антидепрессантом для крыс и даже помогает при лечении рака. Не удивлюсь, если однажды именно рыжая куркума, используемая тысячелетиями в традиционных народных методах лечения, окажется тем лучом солнца, который осветит новый путь спасения от «непобедимых» заболеваний.

Анис, бадьян и фенхель


Многие специи ценятся за особый аромат, но часто он не уникален для того или иного растения. Возьмем, например, анис (Pimpinella anisum), бадьян (Illicium verum) и фенхель (Foeniculum vulgare) — безумие в мире запахов, которое разделяет всех на два лагеря — любителей и ненавистников. Но к какому бы из них вы ни относились, вам наверняка доводилось слышать о французском пастисе, греческом узо, ближневосточном араке или о более редких колумбийском агуардьенте и византийском анисатоне. Ключевой ингредиент этих напитков и основное химическое соединение во всех трех перечисленных специях — анетол.

Не везде этот резкий аромат прижился сразу. Американцы, например, долго не могли распробовать приторный сладковатый привкус бадьяна, и в США он довольно продолжительное время использовался только в кормах для животных. Зато китайцы с радостью добавляют его везде. Бадьян — доминант в смеси пяти специй и частый гость в маринадах, супах, рагу и в знаменитом блюде чайные яйца. В Индии его кладут в рис бирьяни и в некоторые вариации смесей гарам масала. Москвичи знакомы с этой специей благодаря прогремевшему пару лет назад вьетнамскому супу фо.

Из-за характерного аромата анетола мы называем бадьян «звездчатым анисом», хотя с ботанической точки зрения никакого отношения к анису это растение не имеет. Его плод — деревянистая восьмиконечная многолистовка — выглядит настолько эффектно, что в моем личном хит-параде самых красивых специй я отдаю бадьяну первое место.

Интересный факт: в начале 2000-х годов бадьян стал использоваться в промышленных масштабах для производства шикимовой кислоты, которая участвует в синтезе лекарства тамифлю: его, в частности, рекомендовали принимать против вируса птичьего гриппа H5N1.

Забавно, что область, где, предположительно, возник очаг распространения заразы, совпадает с территорией произрастания бадьяна, из которого и делали антивирусный препарат.

В китайской медицине эта специя широко применяется для лечения головных и желудочных болей. Кроме того, бадьян используют в ароматерапии для облегчения кашля, снятия коликов и икоты и улучшения пищеварения. Он обладает антиревматоидными, антимикробными, мочегонными и стимулирующими свойствами. Основной компонент анетол очень эффективен против бактерий, грибков и запоров. Ну просто от всех скорбей!

Фенхель, в состав которого входит то же химическое соединение, вообще достоин высшей похвалы от мужчин. Ведь если верить греческим мифам, то именно благодаря ему появились женщины.

Когда Прометей похитил огонь небес у Зевса, он сначала спрятал его внутри фенхеля, за что недовольный бог-громовержец приказал Гефесту создать первую женщину Пандору и вручил ей ящик с несчастьями.
Странная, конечно, история, поэтому я предпочитаю оставлять прошлое в прошлом и не верить мифам и древним грекам. Взять хотя бы Плиния. Он утверждал, что змеи набрасываются на семена фенхеля, когда линяют, чтобы быстрее восстановить упавшее зрение. Эти слова заставляли подслеповатых жителей Средневековья поедать фенхель. Лучше бы включили в рацион чернику.

Не знаю, насколько успешно фенхель заменял людям офтальмолога, но он точно оказывает возбуждающее действие. Ведь анетол — это прекурсор пара-метоксиамфетамина. Да-да, именно он служит дешевой заменой ЛСД. Неудивительно, что античные змеи напридумывали столько мифов о восстановлении здоровья и появлении женщин. Или это были греки? Если вы хотите получить настоящее удовольствие от фенхеля и его анетола, закажите при случае рыбу, натертую прованскими пряностями, или попробуйте александрийский хлеб, который пекут из ржаной муки с добавлением сушеной вишни и семян этого чудо-растения.


Корица


Раз уж речь зашла о мифах, то нельзя не упомянуть корицу (Cinnamomum zeylanicum, Cinnamomum cassia). Наверное, нет специи в мире, о которой придумано больше сказок и легенд, чем о ней. Колумб, например, полагал, что привез из Индии именно это растение, хотя, как мы помним, он немного ошибся страной пребывания. Геродот считал, что сухие полоски приносят в Аравию большие птицы — для гнезд. Только в 1340 году марокканский путешественник Ибн Баттута, попав на Цейлон (ныне — Шри-Ланка), обнаружил наконец коричные деревья. Кстати, еще раньше остров именовали Серендип. Именно от этого топонима образовано слово «серендипность» (англ. serendipity), обозначающее интуитивную прозорливость, случайность, которая позволила найти то, чего не искал.

Благодаря упомянутой серендипности я однажды прожил полгода на Шри-Ланке, где мне посчастливилось попробовать настоящую корицу. Ее палочки представляют собой кору, которую обдирают с деревьев, достигших трехлетнего возраста. Делается это обычно в сезон дождей, когда из-за повышенной влажности она снимается без особого труда. Затем ее скручивают, сортируют по размеру и запаху. А аромат стоит роскошный — всё благодаря коричному альдегиду, или циннамалю, используемому в парфюмерии в качестве активного компонента. В Средневековье корица ценилась именно за свой запах, который она высвобождала после того, как ее замачивали в жире и нагревали (слово «парфюм» происходит от лат. per fumum — «сквозь дым»). Альдегид также используют как фунгицид, инсектицид, средство для отпугивания собак и кошек, а еще он обладает антикоррозийными свойствами.

Но мы любим корицу не потому, что она помогает продлить век стальных изделий, а за ее безумный аромат. Древние придавали ему огромное значение.

Самая известная история связана с императором Нероном. Он в приступе ярости убил свою жену Поппею, после чего так сокрушался, что приказал сжечь годовой запас корицы в Риме на ее похоронах. Дезодорирование служило своего рода благословением при переходе из этого мира в иной.

У китайцев корица также символизировала вечную жизнь: в их мифологии коричное дерево растет в райском саду в верховьях реки Хуанхэ.

Как и некоторые другие пряности восточной кухни, корица славится своими антимикробными свойствами, помогающими продлить срок хранения консервированных продуктов. Советский ученый-биолог Борис Токин даже ввел особый термин — «фитоциды», которым назвал бактерициды растительного происхождения — биологически активные вещества, подавляющие рост и развитие патогенов.

Хрен


Но хватит уже о заморских специях — пора поговорить о том, что ближе всего русскому сердцу. Речь, конечно, о хрене, родиной которого является Восточная Европа. Огородники часто считают это растение сорняком, и неспроста: достаточно мельчайшей части корня, чтобы оно захватило все грядки. Что, впрочем, не помешало нам полюбить хреновуху, а жителям Туманного Альбиона — соус к ростбифу. Кстати, английский ботаник Джон Джерард считал, что хрен убивает червей и облегчает симптомы меланхолии.

Не знаю, как там с червями, но меланхолию после ложки свеженатертого растения с не самым цензурным названием у вас точно как рукой снимет. А еще — возможно — веснушки: уже в 1931 году миссис Грив в объемном труде «Современный травник» советовала удалять эти пятнышки соком хрена, смешанным с уксусом.
Жгучесть хрену придает довольно опасное для человека вещество синигрин, чьи пары способны поразить наши слизистые оболочки. Оно также содержится в семенах черной и сарептской горчицы. Отсюда и пошли горчичники (почему-то не «хреновики»). При 40–45 °С синигрин разогревается и начинает воздействовать на кожу, что, в свою очередь, вызывает прилив крови к участку тела и повышение температуры. Так и возникает лечебный эффект.

Чили


До этого момента мы и сами только разогревались, оставив горячее на закуску. Перец чили — самая распространенная специя на планете родом из Южной Америки, которая так прочно обосновалась на кухнях мира, что, например, в Китае и Индии острота считается самостоятельным вкусом, хотя с научной точки зрения мы испытываем совсем другое ощущение — боль.

Сейчас официально признано, что человек чувствует пять вкусов: соленый, сладкий, кислый, горький и умами (хотя некоторые дополнительно выделяют кокуми, вкус жиров (олеогусто), крахмалов, кальция и металлов). Помимо этого, мы улавливаем множество ароматов, используя органы обоняния.

Существует и третья важная составляющая вкуса, позволяющая нам познать продукт во всем его многообразии, — тактильные ощущения, которые ученые называют «тригеминальными», или «хеместезис». К ним относятся боль от чили, прохлада от мяты, терпкость танинов зеленого чая, онемение от сычуаньского перца.

В 1997 году фармаколог Дэвид Джулиус из Калифорнийского университета и его коллеги нашли подтверждение тому, что ощущения от чили сродни боли. Они отыскали рецептор TRPV1, который активируется основным химическим соединением чили — капсаицином — и высокими температурами. То есть фактически организм посылает одни и те же сигналы в мозг что при ожоге, что при укусе острого перца.

А что значит «острый»? И субъективна ли острота? Да, это восприятие зависит от тренировки, но оценить чили можно и объективно — по так называемой шкале Сковилла, которая измеряет силу перца: 0 — сладкий, 40 000 — кайенский или табаско, 100 000 — тайский «птичий глаз», а 3,18 млн единиц — Pepper X, который наверняка убьет каждого, кто задумает добавить его в салат.

Капсаицин в чили — летучее соединение, активизирующее рецепторы и создающее жжение. Оно повышает частоту сокращений сердца и потоотделение, стимулируя нервную систему, которая, в свою очередь, производит эндорфины, вызывающие у нас эйфорию. Это означает, что человек может стать зависимым от чили. Действительно, спадая, острота иногда дарит легкие пьянящие ощущения, которые так ценят любители острого.


Капсаицин плохо растворяется в воде, но хорошо — в масле и спирте. Поэтому не пытайтесь заливать горящий рот лимонадом: в такой ситуации алкоголь реально будет более действенным.

Но было бы ошибкой думать о чили только как об источнике жжения. В мире немало людей, которые любят фруктовые и травные ароматы этой специи. Причем настолько, что создали целый Институт перца чили в Нью-Мексико. А сколько существует рецептов по всему миру: от мексиканского чили кон карне до курицы тикка масала, популярной в Индии, где, к слову, целители, занимающиеся аюрведическими практиками, пытались лечить этим перчиком холеру. Хотя точной статистики по выздоровевшим у меня нет, зато есть данные, что чили богат витаминами А, С и B6. Главное — запомнить, что жжение этой специи человек может ощутить только в тех местах, где защитный наружный слой достаточно тонок. Не зря говорят, что хороший чили обжигает дважды.

Дальнейшие исследования рецептора TRPV1 показали, что он реагирует не только на жар и капсаицин, но и на черный перец, имбирь и некоторые другие жгучие продукты. Помимо этого, существует, например, так называемый рецептор васаби — TRPA1, отвечающий за знакомые ощущения жжения и покалывания от одноименного продукта, а также от хрена, горчицы, лука, чеснока, корицы и за першение на задней стенке горла от оливкового масла. Не замечали? А зря, ведь особым уважением у дегустаторов пользуются масла «двух покашливаний».

Но специи могут воздействовать не только на «горячие» рецепторы. Например, TRPM8 больше реагирует на холод, чем на тепло. Он активируется мятой. С ней, к слову, тоже связана одна «олимпийская» история. Согласно древнегреческим мифам, однажды нимфе Минфе (или Минте) не повезло: она сделалась наложницей Аида. Его ревнивая супруга Персефона растоптала соперницу, превратив в растение, которое мы с удовольствием добавляем в чай.

Греки, кстати, помнили о трагической участи Минфы и использовали в память о ней мяту в погребальных обрядах. Плиний рекомендовал вплетать венок из этого растения в голову, поскольку пары ментола «обостряют умы».
Перечная, болотная или японская, мята всегда широко использовалась в медицине, косметологии и кулинарии. В первую очередь — благодаря активному компоненту ментолу. Это органическое вещество, которое можно искусственно получить из мятного эфирного масла. Ментол обладает анестезирующими свойствами, стимулирует рецепторы кожи и слизистых оболочек, является слабым антисептиком. Древние римляне мариновали мяту в уксусе, а англичане использовали ее в желе и джемах. Арабы заваривали с ней чай и добавляли мяту в прохладительные напитки. В практическом применении в кулинарии с тех пор мало что изменилось.

Ментол встречается повсеместно. Многим из нас знакомо ощущение прохлады, которое дает зубная паста, жвачка, сосудорасширяющий препарат валидол, гель после бритья, сигарета и анальгетик. В наши дни вместо ментола часто используют заменители, которые более эффективно активируют рецепторы TRPM8 и позволяют дольше сохранить ощущение свежести.

Про специи написаны целые энциклопедии, и, чтобы не превращать статью в книгу, придется здесь остановиться.
Источник: @foodandscience
Поделись
с друзьями!
15
1
1
9 часов

Розы в живописи

Если бы составляли топы самых популярных цветов, то лидером, несомненно, снова и снова становилась бы она. Роза - эта прекрасная огненная чаша, которая расцвела на бесчисленных живописных картинах маслом, привлекает внимание своей надменной, колкой красотой. Во все времена художники не оставляли без внимания этот прекрасный цветок.


Розы с давних пор начали занимать свои позиции на полотнах великих мастеров. К эпохе Возрождения ранящие неопытных владельцев цветы покорили большинство европейских стран и появились в национальной живописи. Розовые бутоны непременно участвовали в украшении важнейших обрядов. Со временем значение розы только увеличивалось, она обретала новые смыслы, становилась символом, наполненным совершенно различными расшифровками.

Сандро Боттичелли «Дева Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем», 1475;

Символ розы


Роза в живописи старых мастеров всегда на своем месте. Цветок, как и многие другие растения и представители фауны, наделялся значениями, которые легко считывались в свое время. Теперь же нам часто приходится вспоминать забытые коды. Например, что бутон розы обозначал чистоту, святость. Он стал частым атрибутом Девы Марии (Сандро Боттичелли «Дева Мария с Младенцем и Иоанном Крестителем», 1475; Ян ван Эйк «Дева Мария», 1426-1429).

Душа розы. Джон Уильям Уотерхаус

Общая склонность к естеству, внимание к живой природе сказалась на частом появлении розовых цветов на картинах прерафаэлитов (Джон Уильям Уотерхаус «Срывайте розы поскорей», 1908; «Моя сладкая роза (Душа розы)», 1908). На картине Уотерхауса «Психея, проникающая в сад Купидона» (1904) мы видим только девушку, держащую в руке розу. Она входит в сад, наполненный цветущими кустами, что в этом такого? Зная, что роза в живописи часто выступает как символ любви, мы понимаем, что путь, усеянный именно этими цветами, ведет к любимому. А зная этот мифологический сюжет мы добавляем к разгадке то, что сам возлюбленный и есть воплощение любви.

Джон Уильям Уотерхаус - Психея, проникающая в сад Купидона, 1904, 71×109 см

Соединяя христианские и античные образы, прерафаэлиты создавали по-новому зашифрованные картины. Например, на картине Данте Габриэля Россетти «Венера Вертикордия» (1868) богиня окружена розовыми бутонами и жимолостью, которые означают любовь и чувственность. Это очень подходящие атрибуты для разжигательницы любовных чувств.

Данте Габриэль Россетти «Венера Вертикордия» (1868)

Кроме того, женщина держит в руке стрелу, очевидно, Амура, на которой сидит бабочка - обозначение Психеи. Мы снова вспоминаем историю о двух влюбленных. Несмотря на большое количество языческих элементов, над головой Венеры изображен нимб святой. Интересная комбинация.

Знак раздора


Но есть у розы и более специфическое значение. Например, красно-белый цветок, который появляется на картинах и витражах в Англии - это фамильная эмблема королевской семьи Тюдор. Такой комбинированный бутон является объединением эмблем двух благородных семейств. Их вражда принесла большие потери Англии. В качестве напоминания об этом тяжелом противостоянии, мы наблюдаем белый бутон в руках Елизаветы Йоркской (из ветви Йорков), а с красным цветком нередко изображается Генрих IV (представитель династии Ланкастеров).


Все же не всегда цветы розы в живописи так многозначны. Иногда красивый бутон - это только то, что мы видим. Таковы розы в пейзажах и натюрмортах импрессионистов (Э. Мане «Сирень и розы», 1882; К. А. Коровин «Розы», 1912; П. И. Петровичев «Натюрморт. Розы», 1920).

Э. Мане «Сирень и розы», 1882;

К. А. Коровин «Розы. Букет у моря»

Художники этого направления не стремились усложнить свои картины, они просто ловили красоту мира вокруг. Не всегда даже можно точно определить, розы ли в живописи маслом перед нами (К. Моне «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее», 1875). В итоге мы получаем совсем другое впечатление от растений - как от части целого, части большого букета или наполненного светом цветочного сада. Это изображение отсылает только само к себе, к быстротечной красоте нежного цветка. Хотя и этого, кажется, достаточно.

К. Моне «Мадам Моне с ребенком в саду художника в Аржантее», 1875

Живопись расцвела после первых цветочных коллекций во многом благодаря розе — цветку с совершенными формами и оттенками. Рисуя картины с розами, художники наслаждались эстетикой и гармонией природы. Многие из них увлекательно экспериментировали с сюжетами, рассказывая литературные произведения в разноцветных тонах. С каждой эпохой появлялись новые обличия и символика королевы садов.

Розы в вазе. Пьер Огюст Ренуар

Ваза с розами Франс Мортельманс

Розы и тюльпаны. Эдуард Мане

Корзина с розами. Франс Мортельманс

Натюрморт с розами. Франс Мортельманс

Красные розы


Алая роза знаменуется как символ любви, желания, расцвета, безупречной красоты и страсти. Она выражает одновременно язык души и плоти, что дает огромное количество идей для написания картин маслом и акварелью. Мастера живописи в разные эпохи отражали эмоции в закрытых бутонах, а раскрытый цветок считали королевским, увядшие розы показывали прошедшую любовь, разлуку, боль и разочарование. Так картины с красными розами олицетворяли глубокие чувства влюбленных и характеризовали стиль романтизма.

Посланник любви. Мария Спартали Стиллман

Сюжетная линия с алым букетом воспроизведена во многих работах художницы-прерафаэлиты Марии Спартали Стиллман. В ее знаменитой картине, выполненной акварелью «Посланник любви», 1885, символом чувственности и любви одновременно стали красный цветок, голубь и девушка с вышивкой Купидона.

Красные розы в стеклянном кувшине Пауль де Лонгпре

Совсем по-иному чувство романтики и красоты выражает знаменитый художник-декоратор Уильям Моррис в собственном произведении «Решетка», 1864. Красивые бутоны изящно обвивают садовую конструкцию. Этот орнамент стал широко известен в мире и до сих пор применяется в английском дизайне.

Птицы и цветы на решетке Уильям Моррис

Совсем по-иному чувство романтики и красоты выражает знаменитый художник-декоратор Уильям Моррис в собственном произведении «Решетка», 1864. Красивые бутоны изящно обвивают садовую конструкцию. Этот орнамент стал широко известен в мире и до сих пор применяется в английском дизайне.

Красные розы Пьер Огюст Ренуар

Пьер Огюст Ренуар создал одну из лучших цветочных коллекций – рисуя розы в вазах, венках, кувшинах, корзинах. Он обладал неиссякаемым воображением и стремился к живости, естественности, чарующей красоте. Картины его сильно отличались от голландских натюрмортов, в них ощущалась невероятная магия. Можно сказать, что розы Ренуара впитали в себя буйство всех природных оттенков и форм.

Букет красных и белых роз Пьер Огюст Ренуар

В ряды Ренуара относят и Константина Коровина. Русский живописец нарисовал около двадцати картин маслом с розами. Особое внимание заслужила его работа «Розы и фиалки», 1912. Изображение вазы с ярко-красными бутонами, рядом с которой нарисован маленький букет фиалок, кофейные принадлежности, сахарница и оранжевый апельсин, а за окном все тот же манящий Париж.

Розы и фиалки Константин Коровин

Белые розы


О белой розе впервые упоминается в мифологических рассказах, восхваляющих ее первозданность. По легендам цветок с белыми бутонами рос в великолепных садах Древней Греции и Древнего Рима и олицетворял символ чести и невинности. В живописи садовые розы нежного оттенка символизируют то же самое – молодость, совершенство и чистоту.

Белые розы. Рауль де Лонгпре

Белые розы в голубых кувшинах. Константин Коровин

Голландские и французские живописцы нарисовали множество картин с белыми розами в виде натюрмортов: одиночных композиций; в сочетание с цветными розами; с другими цветами. Часто сюжет разбавлялся красочными элементами – добавлением алой вишни, сочных фруктов, разложенных рядом. Это идеальное перенесение даров природы на белоснежный холст.

Белые розы и вишня. Анри Фантен-Латур

Яркий след в цветочной живописи оставил Анри Фантен-Латур. Преданный реализму, он совершенствовал свое цветочное мастерство. Написал маслянистыми красками 800 композиций, среди которых запоминающаяся картина в классическом стиле «Белые розы в стеклянной вазе», 1875.

Белые розы в стеклянной вазе. Анри Фантен-Латур

Иначе исполнен нежный букет из роз в поэтической работе советского художника Александра Головина «Девочка и фарфор (Фрося)», 1916.

Девочка и фарфор Александр Головин

Розы в стеклянной вазе. Александр Головин

Желтые розы


Великолепие садов и парков, как и в ранние эпохи, невозможно представить без изящной розы, плетущейся или расстилающейся кустами. Палитра ее оттенков настолько многогранна, что художники посвящают немало времени для отражения полной красоты цветочного естества. Желтая роза, о которой сложено не так много легенд, заслуживает отдельного внимания из-за летнего и сочного оттенка.

Желтая роза. Анри Фантен-Латур

Не равнодушен к букету из желтых роз и французский живописец Пауль де Лонгпре, в собственных работах он, так же как и Э. Мане, сочетает пестрые бутоны с сиренью. Он редко рисовал цветы в вазах, предпочитал свежесобранные букеты, оставленные на столе или на деревянном пороге.

Желтые и белые розы. Пауль де Лонгпре

Абсолютный шедевр «Цветы в кувшине. Купальницы» нарисовал знаменитый советский пейзажист Петр Петровичев. Огромный желтый букет передал красоту лета в осенних мотивах. Больше всего П. Петрович привлекала чайная роза.

Цветы в кувшине. Купальницы Петр Петровичев

Розовые розы


Отражение розовых бутонов в живописи символизирует нежность, очарование и молодость. Живописцы, практикующие жанр «натюрморт», превосходно передают многоликость оттенка. Красота розового заключается в элегантности – ни один цветок в живописи не отражен так тонко как нежно-розовая роза.

Розы в вазе Эдуард Мане

Все оттенки розоватого встречаются в композициях Анри Фантен-Латура, Петра Петровичева, Пьер Огюст Ренуара, Константина Коровина. Живописцы с большим восторгом передали символику красивейшего цветка мира в собственных творениях.

Розовые розы. Константин Коровин

Букет роз в зеленой вазе. Пьер Огюст Ренуар

Розовые розы. Рауль де Лонгпре

Корзина роз. Анри Фантен-Латур

Венок из роз Пьер Огюст Ренуар
Поделись
с друзьями!
10
0
11 часов

Просто надо быть добрым. И тогда всё получится!

Трогательная сказка-притча про доброту и душевность.


- Бабоньки, слышали? К Никитичне, говорят, внука привезли!
- Да нешто у неё внук есть? Откуда?
- Дык, Светкин, поди!
- Какой Светкин? Она сколь разов приезжала, всегда одна.
- А велик ли мальчонка?
- Да годков девять на вид.
- Вот чудеса!

Бабы, стоя на крыльце сельпо, обсуждали самую свежую на этой неделе новость. К Евдокии Никитичне Горловой приехал внук. Большенький уже. Чего ж раньше не приезжал? Других-то, вон, каждое лето привозят. А у Никитичны и не знал никто, что он имеется.

И потянулись соседки к домику с синим забором: кто за солью, кто сказать, что ситец в сельпо завезли, а кто просто, мимо пройти, вроде, как по делу. Но Евдокия быстро эти хождения пресекла:

- Чего слетелись, как сороки? Эка невидаль, гость приехал. Нечего здесь высматривать.
Обиделись бабы, засудачили с новой силой.
- Ишь, как заговорила. Ну, приди она ко мне ещё за чем-нибудь.
- Стыдится показывать. Мальчонка, говорят, блаженный, дурачок.
- Да ты что?
- А то. Чего ты думаешь, они его столько лет прятали.

Шушукались, а сами, нет нет, да и поглядывали на Никитичны двор.

- Бабушка Дуня, а Бог есть?
- Есть, Никитка, как не быть.
- А он всем-всем помогает?
- Добрым помогает, а злым нет.
- Бабушка Дуня, а я добрый?
- Добрый, внучек.
- Значит, Бог и мне помогать станет?
- Не оставит тебя своей милостью.
- Бабушка, а "милость" - это от слова "милый"?
- Да, Никитушка, поди займись чем-нибудь.
- Бабушка Дуня, я порисую?
- Порисуй, дитёнок, порисуй.

Невысокий светленький мальчик достал альбом, налил воды в старую чашку с отбитой ручкой, и дотронулся кисточкой до бумаги.

"Господи, славный какой!" - Думала она, глядя с нежностью на тонкую шейку и давно нестриженные прядки волос. - "Неужели и мне на старости лет утешение..."

Она тайком перекрестилась на темную икону в углу.

Дочь Светлана росла у Евдокии своевольной, в непутёвую и скандальную мужчину родню. Сама Дуня ни за что бы не пошла замуж за Петра, но покойный отец настоял на этом браке. И Дуняша, как покорная дочь, перечить не стала. Пётр был хозяином справным, но отличался нравом крутым и неспокойным. Мог на жену руку поднять, на посиделках за словом в карман не лез, вспыхивал, как спичка от любого, показавшегося обидным, слова. И умер не своей смертью, убили как-то его, бунтаря, в пьяной драке.

Осталась Евдокия со Светочкой. Дочь росла гордой, неласковой. После восьмого класса уехала в город, в техникум. Да так и осталась там. Несколько раз приезжала в деревню к матери. Всегда одна. От материных вопросов отмахивалась, о себе не рассказывала, в гости не приглашала.

А тут, намедни, привезла в дом мальчонку, тихонького, улыбчивого. Говорит, сын. Евдокия Никитична так и села.

Оказалось, дочь в городе замуж вышла, родила мальчика. А сынишка какой-то не такой оказался, врачи постановили. Светлана, не долго думая, от него и отказалась. Только отец мальчика с таким её решением не согласился. Никитку себе забрал, и все годы сам растил. С дочерью не разводился, чтоб проблем не было, но вместе не жили. Света - своей жизнью, муж с сыном - своей.

Но случилась беда: отец мальчика кого-то там на машине случайно сбил и получил реальный срок - три года. Пришлось Светлане Никитку забирать. Только не нужен он ей, был и есть. Привезла матери: если, мол, и той не ко двору придётся, надо в интернат определять.

А Евдокия Никитична, как увидела эти глаза васильковые, да льняные мягкие волосики, сказала дочери: "Ты куда хочешь езжай, а внука - не отдам!" И Никитка сразу к ней потянулся. "Бабушка Дуня", да "бабушка Дуня". А ей на сердце тепло. Никто ведь раньше так не называл.

Никита тем временем закончил рисунок. Глянула Евдокия и невольно залюбовалась: солнце жёлтое, небо синее, а по небу ангел летит, с васильковыми глазами.

- Бабушка Дуня, тебе нравится?
- Нравится. Молодец ты, Никитушка. Славную картинку нарисовал.
- Папа говорит, что я когда вырасту, стану художником.
- А ты сам как хочешь?
- Я не знаю пока. Я, бабушка Дуня, хочу так сделать, чтобы все люди добрыми были. А такая работа разве есть?
- На любой работе, внучек, человек может так трудится, чтобы людям было лучше жить.
Никита задумался.

Помаленьку привык внук к жизни у бабушки. Да и Евдокия меньше тревожиться стала. Малец послушный, разумный. Что ж с того, что рассуждает не так, как другие дети. Вырастет, научится. Она уж и к учительнице сбегала. У себя-то Никитка в школу не ходил, с учителями занимался, что на дом приходили.

Арина Евгеньевна знания у Никиты проверила, по голове погладила.

- Могу я, Евдокия Никитична, с вашим внуком и дома заниматься. А только пусть он в сентябре в школу приходит. Учеников у нас мало, не как в городе, справимся.

Как узнал мальчик, что с другими детьми учиться будет, обрадовался. Бросился к учительнице, обнял:

- Вам Бог обязательно поможет! Бабушка говорит, что он добрым помогает. А вы очень добрая!
- Откуда ж ты знаешь, Никита? Ты же меня первый раз видишь.
- Я просто вижу. А хотите, я вас нарисую?
- Очень хочу! - Улыбнулась учительница.

И ведь нарисовал. Бабушка так и ахнула: вроде, и не то чтобы похоже, а только глянешь, и сразу понятно, кто на портрете. Видно, что Арина Евгеньевна, но только другая какая-то.
- Как же это, Никитушка, у тебя выходит?
- А это, бабушка Дуня, душа у учительницы такая. Я её так увидел. Можно мне отнести рисунок?
- Иди, миленький.

Учительница долго на портрет смотрела, похвалила Никиту, а когда он домой побежал, покачала головой вслед:
- Трудно тебе будет в этом мире, мальчик.

По разному относились к Евдокииному внуку в селе. Кто незлобиво смотрел, а кто и пальцем у виска крутил, когда мальчонка не видел. Непривычным казался он местным, не таким, как другие.

Рубили у Силантьевых кур к свадьбе, так он хозяйке прямехонько под топор бросился. "Не надо, тётенька!" - Кричит. - "Живые они!" А как увидел, что одна из хохлаток без головы через двор побежала, так и вовсе чуть чувств не лишился.

А то сосед Евдокиин после очередной попойки, разбушевавшись, пошёл на жену с поленом. Мальчонка через дырку в заборе во двор пролез, вцепился в громадного мужика:

"Дядя, людей нельзя бить!" Тот, хоть и пьяный, опешил, полено опустил, да не рассчитал, задел Никитку по плечу. На следующий день плечо опухло, посинело. Евдокия тряпочки в отваре смачивала, да прикладывала мальчишке. Сосед, протрезвев, виниться пришёл. Простил его Никита. Посмотрел своими ясными глазами:

- Дядя, вы ведь хороший! Только не деритесь больше. А то, когда у вас сыночек родится, он с вас пример брать будет.
- Какой сыночек? - Мужик аж поперхнулся. - Ну, Никитична, и пацан у тебя.
А вечером прибежал, поманил Евдокию в сени:
- Значит, тебе Машка сказала, что ребёнка ждёт?
- Ты о чём, Иван?
- Мальчишка твой утром про сына говорил.
- Да мало ли, что малой сказать может.
- Да в том-то и дело, что, по всем статьям, быть мне отцом. Только она сама ещё точно не знает, анализы сдать надо. - Иван изумлённо смотрел на женщину. - Ну, соседка, и внучок у тебя.

Так и повелось, где какая ругань или беда, Никитка тут как тут. Смотрит, улыбается, что с него взять, блаженный.

Только больше косились взрослые. А задиристые деревенские ребятишки, на удивление, не дразнили. Едва начиналась среди них ссора, появлялся Никита. Обиженного пожалеет, врагов помирит, игру для всех придумает. Интересно с ним ребятам. Даром, что странный.

"Миротворец ты наш!" - сказала как-то учительница Арина Евгеньевна, погладив Никитку по голове.
А когда в школу пошёл, так и вовсе все ахнули. Может, в математике мальчик не очень силён оказался, зато в рассказах ему равных не было. Любой урок мог так ответить, что ребята забывали крутиться и, открыв рты, слушали нового ученика.

- Ты, Никитушка, может, писателем у нас станешь? - Смеётся Евдокия Никитична.
- Не знаю, бабушка Дуня. - Пожимает плечами внук. - Я не решил пока.

Шёл раз Никита из школы через мост. Смотрит, внизу, в полынье, барахтается кто-то. Пригляделся. Ефимка! Цепляется руками за тонкий лёд, а тот крошится. Кинулся на помощь.

- Не подходи, Никитка, провалишься! - Кричит Ефим. - Беги за старшими.

Хотел Никитка послушаться, да видит, сил у Ефима совсем уже нет. Пока за помощью добежит, пока обратно, утонет друг. Сбросил мальчик курточку, размотал шарф и пополз. Лёд трещит - Никита ползёт, вода ледяная кожу обжигает - ползёт Никита, шарф впереди себя протягивает.

- Держись, Ефимка!

Ухватился товарищ за шарф. Тянет его Никита, обратно двинулся. Не выдержал лёд, и вот уже оба барахтаются в стылой воде, держат друг друга, как могут. Заметили их мужики с берега, вытащили обоих. Схватили в охапку и по домам разнесли.

Увидела Евдокия внука, руки затряслись. Давай быстрее согревать его, травами отпаивать. Не помогло. Заболел Никитка. Мечется в бреду, горит весь. Евдокия на икону в углу крестится. Слышит слабый голосок с кровати:
- Бабушка Дуня, не плачь. Ты же сама говорила, что добрым людям Бог помогает. Вот он нам с Ефимкой помог не утонуть.

А Ефимка тем временем, под окном ходит. Жалко ему Никиту. Переживает, что из-за него всё произошло. Мать дома наподдала, да разве от этого легче.

Не помогли мальчику бабушкины травы. Пришлось в больницу в город везти. Долго болел Никитка. Евдокия Никитична все глаза проплакала. Посмотрит на рисунки, по стенам развешанные, и в слёзы. Учительница Арина Евгеньевна тоже свой портрет рассматривала, рукой гладила. А потом предложила ребятам письма Никите написать. Ох, и старались. Кто писал, кто рисовал, кто поделку клеил.

И ещё один сюрприз для мальчика берегла бабушка: письмо от отца. Он и Евдокии Никитичне написал. Что живёт в поселении, будет очень стараться освободиться досрочно и приехать к ним.

Узнав, что Евдокия к внуку собирается, потянулись в дом и соседи. Гостинцы понесли. "Нельзя в больницу-то столько." - Отказывалась она. А люди идут и идут...

* * * * *

- Бабоньки, слышали? К Никитичне внучок вернулся!
- Да ты что! Слава тебе, Господи, выздоровел!
- Вернулся наш миротворец!
- Ой, Маш, здравствуй! Рожать-то когда тебе?
- Да к весне. Врачи сказали, сын у нас с Иваном будет!
- Ну, дай Бог! Дай Бог!

- Бабушка Дуня! Знаешь, я понял. Неважно, кем будешь, когда вырастешь. Просто надо быть добрым да? И тогда всё-всё получится!

Никитка смотрел на бабушку своими васильковыми глазами, а на картинке, прикрепленной к старой бревенчатой стене, летел по синему небу маленький ангел.

© Марина Пивоварова-Гресс
Поделись
с друзьями!
19
0
1 день

Эксперимент Милгрэма. Наша психика. Как подчинение авторитету избавляет от ответственности

В своём эксперименте Стэнли Милгрэм пытался прояснить вопрос: сколько страданий готовы причинить обыкновенные люди другим, совершенно невинным людям, если подобное причинение боли входит в их рабочие обязанности? В нём была продемонстрирована неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал им выполнять задание, несмотря на якобы сильные страдания, причиняемые другому участнику эксперимента (в реальности подсадному актёру). Результаты эксперимента показали, что необходимость повиновения авторитетам укоренилась в сознании людей настолько глубоко, что испытуемые продолжали выполнять указания, несмотря на моральные страдания и сильный внутренний конфликт.

People & Blogs

За несколько дней до начала своего эксперимента Милгрэм попросил нескольких своих коллег (студентов-выпускников, специализировавшихся в области психологии в Йельском университете, где проводился эксперимент) ознакомиться с планом исследования и попробовать угадать, сколько испытуемых-«учителей» будут, несмотря ни на что, увеличивать напряжение разряда до тех пор, пока их не остановит (при напряжении 450 В) экспериментатор. Большинство опрошенных психологов предположили, что таким образом поступят от одного до двух процентов всех испытуемых.

Также были опрошены 39 психиатров. Они дали ещё менее верный прогноз, предположив, что продолжат эксперимент до половины напряжения (225 В) не более 20 % испытуемых и лишь один из тысячи повысит напряжение до предела. Никто не ожидал поразительных результатов, которые были получены — вопреки всем прогнозам, большинство испытуемых подчинялись указаниям руководившего экспериментом учёного и наказывали «ученика» электрошоком даже после того, как тот начинал кричать и бить в стену ногами.

Также были проведен отдельный эксперимент, чтобы выявить зависимость результатов от пола участников. Как и предполагалось, пол испытуемого не имеет решающего значения; «учителя»-женщины вели себя точно так же, как и мужчины в первом эксперименте Милгрэма.

Предположение, что испытуемые были садистами и получали наслаждение от страданий жертвы, было опровергнуто несколькими экспериментами.
- Когда экспериментатор уходил, а в комнате оставался его «ассистент», лишь 20 % соглашались на продолжение эксперимента.
- Когда испытуемому давали право самому выбирать напряжение, 95 % оставались в пределах 150 вольт.
- Когда указания давались по телефону, послушание сильно уменьшилось (до 20 %). При этом многие испытуемые притворялись, что продолжают эксперименты.
- Если в эксперименте участвовали двое исследователей, один из которых приказывал остановиться, а другой настаивал на продолжении эксперимента, большинство испытуемых прекращали эксперимент.

Если Милгрэм прав и участники эксперимента — такие же обычные люди, как мы, то вопрос: «Что может заставить людей вести себя подобным образом?» — приобретает личный характер: «Что может заставить нас поступать таким образом?». Милгрэм уверен — в нас глубоко укоренилось сознание необходимости повиновения авторитетам. По его мнению, в проводившихся им экспериментах решающую роль играла неспособность испытуемых открыто противостоять «начальнику» (в данном случае исследователю, одетому в лабораторный халат), который приказывал испытуемым выполнять задание, несмотря на сильную боль, причиняемую «ученику».

Милгрэм приводит веские доводы, подтверждающие его предположение. Ему было очевидно, что, если бы исследователь не требовал продолжать эксперимент, испытуемые быстро вышли бы из игры. Они не хотели выполнять задание и мучились, видя страдания своей жертвы. Испытуемые умоляли экспериментатора позволить им остановиться, а когда тот им этого не разрешал, то продолжали задавать вопросы и нажимать на кнопки. Однако при этом испытуемые покрывались испариной, дрожали, бормотали слова протеста и снова молили об освобождении жертвы, хватались за голову, так сильно сжимали кулаки, что их ногти впивались в ладони, кусали губы до крови, а некоторые начинали нервно смеяться. Вот что рассказывает человек, наблюдавший за ходом эксперимента:

Я видел, как в лабораторию вошёл солидный бизнесмен, улыбающийся и уверенный в себе. За 20 минут он был доведён до нервного срыва. Он дрожал, заикался, постоянно дергал мочку уха и заламывал руки. Один раз он ударил себя кулаком по лбу и пробормотал: «О Боже, давайте прекратим это». И тем не менее, он продолжал реагировать на каждое слово экспериментатора и безоговорочно ему повиновался.
— Милгрэм, 1963


При конфликте авторитетов испытуемый прекращал действия

Склонность испытуемых к безоговорочному повиновению авторитетам была подтверждена результатами ещё одного варианта основного исследования. На этот раз «учитель» оказывался перед двумя исследователями, один из которых приказывал «учителю» остановиться, когда жертва молила об освобождении, а другой настаивал на продолжении эксперимента. Противоречивые распоряжения приводили испытуемых в замешательство. Сбитые с толку испытуемые переводили взгляд с одного исследователя на другого, просили обоих руководителей действовать согласованно и отдавать одинаковые команды, которые можно было бы без раздумий выполнять. Когда же исследователи продолжали «ссориться» друг с другом, «учителя» пытались понять, кто из них двоих главнее. В конечном итоге, не имея возможности подчиняться именно авторитету, каждый испытуемый-«учитель» начинал действовать, исходя из своих лучших побуждений, и прекращал наказывать «ученика».

Выводы

По мнению Милгрэма, полученные данные свидетельствуют о наличии интересного феномена:

«это исследование показало чрезвычайно сильно выраженную готовность нормальных взрослых людей идти неизвестно как далеко, следуя указаниям авторитета»
Поделись
с друзьями!
246
5
8
5 дней

10 странных заблуждений о Древнем Риме

Люди ошибочно считают, что древние римляне жили в праздности, предаваясь обжорству, разврату. А тем временем римское общество руководствовалось строгими правилами. Кодекс, который назывался mos maiorum, предписывал римлянам быть честными, бережливыми, искренними и настойчивыми. Увы, но благодаря Голливуду возникло немало нелепых заблуждений о древних римлянах.


Вомитории


Самое распространенное заблуждение приписывает римлянам невоздержанность в еде. Якобы их залы для пиршеств граничили с «рвотными комнатами», построенными для комфорта гостей, которым полный желудок мешал продолжить пир. Вомитории действительно существовали в Древнем Риме. Так назывались просторные вестибюли, граничащие с главным залом. Покидая пир, гости проходили через вомитории, но никакого отношения к неприятной процедуре эти коридоры не имели. Миф возник из-за общего корня vomit-, обозначающего также процесс очищения желудка.


Плебеи


Бытует заблуждение, что низшее сословие империи называлось плебеями. Потому наши современники считают название оскорбительным. На самом деле плебеями называли всех жителей Древнего Рима, которые относились к пришлому населению, в том числе и тех, кто принадлежал к правящему классу (так называемые плебейские трибуны).

Плебе́и, или плебс, — население Древнего Рима, первоначально не наделённое политическими правами, в отличие от патрициев. Рим пополнялся народом в результате завоеваний соседних племён и городов. И изначально пришлое население относилось к различным римским трибам.

Позже плебеи добились равных прав с патрициями, что привело к краху прежнего порядка.


Значение большого пальца


Ошибочно считать, что с помощью поднятого или опущенного большого пальца руки решали судьбу гладиатора. Популярный сегодня жест использовали для команды опустить или поднять оружие. Конечно, это влияло на судьбу бойцов. Проигравшего гладиатора оставляли жить, но он выбывал из соревнований. Бой гладиаторов редко заканчивался гибелью одного из них. Инвесторы не были заинтересованы в смерти гладиаторов. Если бы соревнования заканчивались смертью, то очень быстро сошли бы на нет. В гладиаторском бою побеждал наиболее выносливый боец, который дольше остальных оставался на ногах.


Еще о гладиаторах


Не только рабы становились бойцами. В погоне за наградой на арену выходили как по собственной воле, так по приговору. Гладиаторами становились преимущественно плебеи. Хотя нередко обедневшие патриции усматривали шанс вернуть благосостояние победой на арене. Еще один малоизвестный факт – среди бойцов встречались даже женщины!


Язык


Существует миф, что латынь - единственный официальный язык Древнего Рима. Но в действительности древние римляне знали несколько языков. Латынь же чаще всего была официальным языком письменности. Граждане Римской империи владели латынью, греческим, осканским, этрусским языками. Еще существовали местные вариации языка. Поэт Данте Алигьери обнаружил тысячи наречий латинского языка. А вот письменные записи действительно отличаются единообразием. Примечательно, что образованная элита вообще часто пользовалась греческим языком.


Тоги


Наше знание о тогах ограничено фильмами, в которых актеры постоянно одеты в тоги. Вероятно, костюмеры не догадываются о том, что римляне носили тоги разных стилей. Мужчины надевали их только по особым случаям. Ранние тоги отличались простотой. Поздние модели были намного сложнее, тяжелее. Тоги подчеркивали социальный статус владельца. Только император имел право носить пурпурные одеяния. Остальным приходилось довольствоваться другими цветами. В повседневной жизни практичные римляне одевали льняные или шерстяные туники. Солдаты носили кожаные куртки. Простолюдины и рабы носили короткие туники. Тоги запрещалось носить женщинам, рабам и изгоям. Незадолго до заката Римской империи многие жители облюбовали брюки, хотя ранее считалось, что такую одежду пристало носить только варварам.


Карфаген

За сотню лет Рим и Карфаген трижды воевали. Карфаген окончательно пал в 146 году до н.э. Римляне пленили 50 тысяч человек, которых позже продали в рабство. Город полностью разрушили. Утверждение, будто римляне уничтожили сельскохозяйственные угодья Карфагена с помощью соли, не соответствует действительности. В те времена соль была очень ценным минералом. К тому же ученым не удалось найти ни одного доказательства в пользу этой теории.


Нерон и скрипка


Светоний писал о Нероне, будто император был охоч до всяких непристойностей: мучил бездомных животных, не брезговал кровосмешением, убийством. Но особой иррациональностью император отличился во время пожара, который разрушил Рим в 64 году н.э. Якобы император одел свои лучшие одежды, поднялся на городскую стену и принялся со слезами на глазах читать строки о падении Трои. По версии историка Диона Кассия, Нерон нарядился в костюм игрока на китаре, которая считается предшественницей лютни.

Складывается картина, будто римский император воспринимал страшный пожар как некое представление. Глядя на гибнущий в огне город, он играл на скрипке. Позже Шекспир написал, что Нерон играл на скрипке, созерцая горящий город. Начнем с того, что в эпоху Римской империи еще не было скрипок. Скорее всего, это была лютня, которую превратили в скрипку для лучшей узнаваемости у читателей.


Нацистское приветствие


Римлянам приписывают изобретение нацистского салюта, при котором вытянутую вверх руку поворачивали ладонью вниз. Однако, историки не обнаружили ни одного документа того периода, который бы подтвердил эту версию. Миф о нацистском приветствии опирается на полотно «Клятва Горациев» 1784 год. На ней изображена группа солдат с поднятой рукой. Неизвестно, что сподвигло Жака-Луи Давида нарисовать римских воинов именно в такой позе. Фильмы же только укрепили миф. Известно, что партия Муссолини, подчеркивая итальянское наследие, подхватила салют воинственных предков.


Калигула и лошадь


25-летний император начал правление со всеобщей амнистии, отмены налогов, организации римских игр. Спустя несколько месяцев Калигула серьезно заболел и все пошло прахом. «Мозговая лихорадка» носила признаки паранойи. Император стал подозрительным, агрессивным. Калигула выгнал жену, расправился с ближайшими советниками, довел тестя до самоубийства. Придворные шептались, будто император спит с родной сестрой. Позже на Калигулу снизошло озарение провозгласить себя живым божеством. В ожидании подношений он подолгу восседал в храме. Его любовь к лошади породила гнусные слухи. Поговаривали, будто Калигула назначил животное на пост сенатора, чтобы следовать его советам. Историки не обнаружили письменных доказательств тому, что конь заседал в римском правительстве. Светоний писал о намерении Калигулы, а не о свершившемся факте. Император прожил 28 лет и погиб от рук собственной охраны.
Поделись
с друзьями!
428
6
5
5 дней

«Эксперт» или «как начертить 7 красных линий синим цветом»?

Предлагаем вашему вниманию достаточно старый и известный ролик, но в отличном качестве и качественном дубляже. Зарисовка из жизни о взаимоотношениях тех, кто ставит задачи с теми, кто их исполняет.

Старый ролик в хорошем качестве
Источник: www.youtube.com
Поделись
с друзьями!
249
0
8
5 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!