Что особенного в искусстве Возрождения и как отличить его от других похожих течений

Ренессанс — это авангард XV века: новые техники, торжество научного метода и редкая изобретательность. Как отличить настоящее искусство Возрождения от других направлений, каким образом его правильно смотреть и знанием каких деталей стоит щегольнуть перед друзьями в музее.

РЕКЛАМА

Когда мы говорим об итальянском Возрождении, то перед глазами встают растиражированные образы: «Рождение Венеры», псевдоантичные статуи и легион однотипных Мадонн. Но если проанализировать очень разное творчество художников XV века, времени, называемого Возрождением, то очевидно, что работ, которые можно назвать произведениями нового, ренессансного искусства, — очень мало, и формируются они вокруг идеи рационального подхода в искусстве.

Творцы «научного» Возрождения пытались отразить в своих работах фейерверк новых открытий, доступ к античным знаниям и торжество гуманизма, им было важно показать разнообразие реального мира, а не просто красиво изобразить узоры и вензеля или вылить на картину полведра золотой краски.

Мы попробуем провести границу между картинами, похожими на возрождение, и тем Возрождением, в котором наука и искусство действительно стали единым целым.

***

Точкой отсчета Возрождения можно считать начало XV века, когда итальянские художники открыли для себя центр перспективы и впервые попытались изобразить пространство таким образом, чтобы у него была единая точка схождения на линии горизонта, а предметы уменьшались по мере удаления от переднего плана.


Сначала очень немногие мастера разглядели потенциал в работе с центром перспективы, но затем поняли его главное преимущество: он прямо сообщался с миром зрителя, который теперь мог воспринимать картину как часть реального мира.

Так произведения приобретали трехмерность, а задний фон переставал напоминать декорацию.

Но даже после этого открытия многие художники не стали применять его на практике, предпочитая старые методы. Частично в этом была виновата обычная консервативность, но главной причиной были заказчики.
Клиентам из знатных семей была ближе привычная и понятная готика с золотыми красками, помпезностью и таинственностью, они ценили сложный символизм и богатые рамы.

Такая клиентура не давала художникам с новаторскими идеями развернуться в полную силу. Именно поэтому рациональные принципы не применялись повсеместно, а сосуществовали со старой доброй готикой, лишь вобрав в себя новый репертуар модных сюжетов.


Как отличить Возрождение


Период того, что принято считать Ренессансом, растянулся почти на два века, поэтому работы и стили художников были более чем разнообразными. Но мы попробуем составить небольшую шпаргалку в стиле «Моне — пятна, Мане — люди» и выделить основные признаки художников рационального искусства.
Перспектива и естественное освещение

Да, это Возрождение

Революцию в живописи начал флорентиец Томмазо Мазаччо на заре XV века. Он одним из первых внимательно подошел к изучению перспективы и расположению фигур на картине.

Мазаччо стал активно использовать точку перспективы и таким образом радикально поменял восприятие картины зрителем. На его полотнах задний фон становится трехмерным, а свет идет из одного источника, что подчеркивает естественность происходящего.

РЕКЛАМА

Несомненным авторитетом и экспериментатором периода Возрождения был Леонардо да Винчи. Его «Мадонну в скалах» можно считать вершиной применения научного метода в искусстве. Уникальная работа с источниками света выделяет руки и лица персонажей на фоне сумрачных скал. Центром перспективы здесь становится голова Мадонны.

«Мадонна в скалах», 1483–1486.

В отличие от многочисленных предшественников художник старается сделать фон максимально интересным для изучения, взгляд зрителя не перестает блуждать между очертаниями отвесных скал и разнообразием флоры. Благодаря особой технике сфумато, которая позволила изобразить воздух вокруг фигур, пейзаж кажется одновременно фантазийным и реалистичным.

В других своих работах Леонардо демонстрирует результаты бесконечных упражнений в области изучения законов движения, атмосферы, поведения дыма и гидравлики.

Нет, это не Возрождение

Еще одним мастером эпохи Возрождения по умолчанию считается Сандро Боттичелли.
Однако научные методы в своих картинах он использует весьма условно.

В «Благовещении Честелло» художник работает с перспективой, но линии не сходятся в одну точку. Боттичелли не интересует игра света и тени, поэтому пейзаж за стеной не уходит в глубину картины, а смахивает на нарисованный гобелен.

«Благовещение Честелло», 1489

То же самое происходит на одной из самых известных его картин «Весна». Хотя фон на полотне вполне реалистичен, у него нет глубины и перспективы, а фигуры как бы приподняты над землей. Схожесть с гобеленом отсылает нас к готической традиции.

«Весна», 1482
РЕКЛАМА

Положение фигур в пространстве и пропорции

Да, это Возрождение


Иногда рациональное искусство выдают пропорции персонажей картины и их положение в пространстве.

В отличие от царившей в то время готики фигуры на полотнах Мазаччо приобретали характер, выражения их лиц резко отличались друг от друга, а пропорции соответствовали человеческим.

Кстати говоря, Мазаччо впервые придумал изображать персонажей твердо стоящими на земле; у его предшественников они обычно стояли на цыпочках или висели в пространстве.

«Святая Троица», около 1426.

Рафаэль проанализировал накопленные знания предшественников и использовал их в своей работе «Мадонна в зелени», задействуя солнечный свет, природные цвета, правильные пропорции и ясность изображения. Его персонажи крепко стоят на ногах, а цвета картины яркие и насыщенные. Кроме того, в фигурах прослеживается тщательная работа с анатомией, которая позволяет персонажам картины выглядеть естественно.

«Мадонна в зелени», 1506

Нет, это не Возрождение


Если снова говорить о Боттичелли, то персонажи на его полотнах выписаны скорее в средневековой традиции. В «Мистическом Рождестве», как и в средневековых картинах, пространство поделено на зоны, в каждой из которых разворачивается определенный сюжет. Верхняя часть канонично написана на золотом фоне.

Положение фигур в пространстве нечетко, некоторые из них как будто висят в воздухе, хотя по идее должны крепко стоять на земле (обратите внимание на лошадь). Пропорции фигур тоже пострадали: Мадонна кажется гораздо выше остальных героев картины.

«Мистическое Рождество», 1500–1501.

Главная героиня «Аллегории силы» тоже далека от реализма. Ее тело удлинено, маленькая голова резко контрастирует с огромными ступнями, а сама она изображена перед троном, причем довольно трудно сказать, сидит она или стоит.

«Аллегория силы», 1470

Подобно Боттичелли, многие художники того периода знали о рациональном течении в искусстве и достижениях своих коллег, но не проявляли к ним никакого интереса. Они скорее обращались к прошлому, продолжая традиции Средневековья и ностальгируя по прежним техникам. Некоторые из них изобретали собственные методы, но основные элементы всё равно брались из готики.

Яркими чертами таких полотен был золотой фон, неопределенное положение фигур в пространстве, их структурная непроработанность и «уровневая» система элементов картины, когда один сюжет располагался над другим.

Иногда художники проявляли необычайную изобретательность, которая, однако, шла вразрез с убеждениями основоположников рационального Возрождения. На картине «Св. Иоанн Креститель в пустыне» мы видим проработанный пейзаж, но он явно фантазийный, не имеющий связи с реальностью. Кроме того, он выписан неестественно вертикально, а фигура святого представлена дважды — так средневековые живописцы показывали движение персонажа.

Джованни ди Паоло, «Св. Иоанн Креститель в пустыне», 1454.

Геометрия

Да, это Возрождение


Одним из важнейших принципов рационального Возрождения стал принцип геометрии, который был взят из архитектуры и применялся во всех видах искусства.

Заядлым любителем геометрии и светотени был Пьеро делла Франческа, знаменитый экспериментатор и новатор эпохи Возрождения (кстати, его работами можно вживую насладиться в Эрмитаже до 10 марта 2019 года).
Его интерес к геометрии не случаен — он увлекался математикой в целом и даже написал два трактата.

В своей поздней работе «Алтарь Монтефельтро» он первым решился изобразить Мадонну в интерьере церкви, запечатлев современную ему архитектуру. Элементы интерьера выписаны с особой тщательностью, контраст света и тени выделяет изящность деталей и симметричность помещения.

Любопытно изображение мужчины в доспехах — это непосредственный заказчик картины, герцог де Монтефельтро. Хотя он и преклоняется перед Мадонной, его фигура искусственно не уменьшена, как это бывало в готике, и не менее материальна, чем фигуры святых.

Вся композиция заключена в полукруг, подчеркивая интимность и исключительность происходящего. Особенное восхищение вызывает яйцо под потолком, поскольку оно расположено аккурат над спящим младенцем. Подобная точность потребовала немалых ухищрений и геометрических вычислений.

«Алтарь Монтефельтро», 1472.

Другим знаменитым поклонником геометрии в живописи был Леонардо да Винчи. В своей незавершенной работе «Поклонение волхвов» он применяет принцип геометрической расстановки персонажей.

Ее незаконченность позволяет даже лучше понять замысел художника, поскольку Мадонна и три волхва выписаны ярче остальных фигур и позволяют нам увидеть четкий треугольник, который и становится явным центром картины. Персонажи вокруг Мадонны и волхвов образуют полукруг, что еще сильнее подчеркивает глубину пространства и трехмерность изображения.

Даже в незавершенном виде у каждого персонажа есть своя эмоция и выражение лица, что резко контрастирует с привычными готическими правилами. Наконец, каждая фигура запечатлена в определенной позе — Леонардо кропотливо изучал анатомию, поэтому смог добиться редкой в то время точности позиций человеческого тела в пространстве.

«Поклонение волхвов», 1481

Нет, это не Возрождение


Для контраста можно взглянуть на работы современника Леонардо — Нероччо де Ланди. К примеру, картина «Мадонна с младенцем и двумя святыми» разительно расходится с работами Да Винчи и Микеланджело, особенно в области геометричности.

Непропорционально длинные фигуры на этой картине не образуют завершенную композицию, они оторваны друг от друга. Младенец и Мадонна смотрят в разные стороны, словно не имеют отношения друг к другу.

Художник даже не пытается создать видимость перспективы, поэтому пол на картине резко переходит в золотой фон. Хотя эта работа написана около 1490 года, по технике исполнения и замыслу она отстает от своих современников на целое столетие.

«Мадонна с младенцем и двумя святыми», ок. 1490.

Расцвет Возрождения пришелся на конец XV века, и именно в это время создавались самые известные произведения этого периода, хотя продлился он всего около сорока лет. Признанными мастерами Ренессанса стали Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буонарроти.

Леонардо стремился создавать изображения без искажения пространства, задействуя знания в области оптики и аналитические наблюдения. Микеланджело сконцентрировался на особенностях анатомического строения и геометрии, а Рафаэль стал экспертом в области цвета. Все трое стремились к простоте, к отсутствию дополнительных украшений.

Период их творчества стал апогеем Возрождения, его высшей точкой, когда художники старались максимально отойти от предшествующей готики и связать искусство с наукой. Кроме того, искусства впервые начали взаимодействовать между собой: художники задействовали в своих картинах архитектурные и скульптурные приемы (идеи пространства, структуры и геометрических форм).

Как случился кризис Ренессанса


К 1509 году Леонардо, Рафаэль и Микеланджело покинули Флоренцию, оставив после себя целый пласт нового направления, которому рвались подражать художники двух школ. Главой первой школы был Фра Бартоломео, талантливый живописец. Будучи монахом, он выбирал для своих картин религиозные сюжеты, но не забывал о принципах Леонардо и Рафаэля: геометрическом расположении фигур, естественных источниках света и оптических эффектах.
Он не стремился имитировать стиль мастеров, но демонстрировал глубокое понимание принципов их работы. Его произведения отличались аккуратностью и яркими цветами.

В 1510 году Фра Бартоломео пишет «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна», где чувствуется его крепкая связь с принципами натурализма. Он смешивает техники Рафаэля и Леонардо, но основной особенностью становятся цвета, одновременно бледные и яркие, которые как бы подсвечивают не только фигуры, но и окружающий их пейзаж. Действующие лица образуют геометрическую композицию, они прописаны уверенно и четко. Граница неба очень естественно теряется на горизонте, движения главных героев плавны, а дерево на заднем плане представляет собой удачный композиционный элемент.

Эта работу можно считать гармоничным представителем позднего Ренессанса.

«Мадонна с младенцем и Святой Иоанн», 1510.

Глава другой мастерской, Андреа дель Сарто, живо интересовался техниками цветопередачи. В своей работе «Мадонна с гарпиями» он демонстрирует детальную работу с цветом и светом, благодаря которой фигуры как бы сливаются с интерьером и неразделимы визуально. Но эта картина уже напоминает бронзовый идеал, она уже не дышит и не способна вдохновлять других.

«Мадонна с гарпиями», 1517.

К 1517 году Высокое Возрождение исчерпало себя и довольно быстро угасло в тех же мастерских, где оно предположительно должно было найти своих последователей.
Высокое Возрождение идеализировали, вознесли на пьедестал и стали бездумно копировать, позабыв о первоначальных принципах. Картины превратились в образцы, и места для дальнейшего развития не предвиделось.

Следующее поколение художников качнуло маятник в обратную сторону: их привлекал принцип преувеличения и дисгармонии.

Что такое маньеризм


Стоит только взглянуть на работу Россо Фьорентино «Святое семейство», которая была написана в 1520 году, чтобы понять, что время Ренессанса закончилось. Приверженность к золотым краскам, диспропорциональности персонажей и отсутствию внятного заднего фона явно напоминают о готическом каноне, но в то же время становятся элементами нового течения.

«Святое семейство», 1520.

Молодые художники перешли от изучения природных явлений к намеренной искусственности. Пейзажи свелись к минимуму, фигуры вновь начали удлиняться и терять пропорции, а центр перспективы и архитектурное понятие пространства были выброшены на свалку.

Мастера, которые продвигали новое течение — маньеризм, — предлагали свой вариант развития искусства. Полотна перестали перекликаться с реальностью; зрителю предлагали разгадывать символы, а не наслаждаться правильностью геометрии или проработанностью перспективы.

Непропорциональные фигуры на картинах никак не соотносились друг с другом, свет вновь начал исходить из разных точек.

Рациональный Ренессанс — это не отдельный период, а скорее маленькая группа художников, предлагающая новый подход в искусстве, авангардисты XV века.
Новое движение требовало от художников не только таланта, но и рационального подхода и упорства, знания текущего интеллектуального дискурса и подготовки в математике и геометрии.

Вместо того чтобы бесконечно подражать картинам с яркими рамами, золотыми красками, нимбами, символами и непропорциональными фигурами, мастера принялись изучать законы природы, анатомии и пропорций, а вместо тускло освещенных помещений художники обратились к естественному свету.

Результатом их трудов стало тесное взаимодействие искусства и навыков наблюдения, восприятия, измерения, описания и оптики и в конечном счете новое рациональное и научное искусство, которое в полном смысле можно назвать искусством Ренессанса.

Оксана Калмыкова
Источник: knife.media
Поделись
с друзьями!
1615
13
36
70 месяцев
РЕКЛАМА
Спасибо! Очень интересно!
7 1 70 месяцев • Ответить
Благодарю, начала маленько понимать))
4 70 месяцев • Ответить
Начало великого греха !!!!!
1 2 69 месяцев • Ответить
кто как живет, так и познает...
69 месяцев • Ответить
Очень познавательная статья. Спасибо!
5 1 70 месяцев • Ответить
Все свелось к чистой технике живописи. Любое исскуство — прежде всего живая эмоция. К тому же Возрождение Личность,
мир приватного Человека поставило в центр интереса всех искусств. Это главное! Заявить, что Ботичелли не принадлежит Воззрождению, с его невероятной поэтичностью и любованием красотой человека,истинной любовью к обычному человеку, — воистину брать на себя исключительный грех. Это, как на полном серьезе заявлять, что интерьер современный, если в нем доминирует серый цвет
7 70 месяцев • Ответить
Совершенно точно. Вот такие горе-искусствоведы могут натворить много бед, "обогащая" молодое поколение своими рационалистическими изысками. Само понятие "Возрождение" - не приходит в голову вопрос автору: "А что именно возродилось? Значит что-то уже было и угасло? Или возродилось на новом, более высоком уровне?" У кого учился Леонардо и Микеланджело? Что это была за цивилизация, которая ушла, исчезла под натиском силы и агрессии? Чьи работы копировали Микеланджело и Леонардо, где хранятся сотни, если не больше, сюжетов, выполненные в скульптуре (в размере малых форм) задолго до н.э.? Откройте глаза, господа теоретики, музеи Рима, Лондона, Берлина, Москвы, Парижа хранят бесценные экспонаты!
7 69 месяцев • Ответить
Ваш комментарий гораздо интереснее писанины "горе -искусствоведа"(наверное, тоже откуда-то списано), это невозможно читать, мухи от скуки дохнут! Я ОБОЖАЮ ЖИВОПИСЬ И КОЕ-ЧТО О НЕЙ ЗНАЮ, поэтому мне было не интересно.
4 69 месяцев • Ответить
Достаточно лоскутное и невразумительное изложение. А уж насчёт яйца, висящего над младенцем - полный бред.Персонажи все практически вне арки, достаточно протяжённой (шесть рядов прямоугольных панелей потолочного украшения по глубине), а яйцо свисает на уровне максимум первого-второго ряда из глубины арки, т.е. внутри неё. Вообще, автор представляет ли себе само понятие перспективы, видит ли её на картине?
1 66 месяцев • Ответить
Что возродилось? Но это же общеизвестно: античное искусство Греции и Рима, его реализм и естественность, утраченные в Средневековье. Такой вопрос действительно не приходит в голову, поскольку ответ на него давно дан.
2 69 месяцев • Ответить
Согласна с этим комментарием.Если придерживаться постулата автора статьи: Моне - пятна, Мане - люди, то рационализм и перспектива - единственные критерии эпохи Возрождения, а Ботичели, как и многие другие окажутся не из этой оперы.При всем уважении к автору статьи это для меня слишком схематично и обесцененно.
67 месяцев • Ответить
много познавательного и примеры приведены, но написано как-то коряво
70 месяцев • Ответить
Спасибо большое, очень интересно!
1 70 месяцев • Ответить
Спасибо!
1 69 месяцев • Ответить
кто такая Калмыкова,автор статьи?
69 месяцев • Ответить
Сказки автор говорит.
Если вся история в хлам не верная и состоит из придумок манипуляторов, то же самое и про картины, которые базируются на лживой истории....
4 69 месяцев • Ответить
Про "Возрождение" до сего времени писали очень многие. У нас о нём писали в основном в восторженном духе, с преобладанием эпитетов над определениями. Один только Л.Н. Гумилёв назвал его "Вырождением" и тоже имел основания, между прочим. Мне нравится в статье то, что автор выбрал чёткие критерии темы - рационализм, интерес к анатомии и естеству, воздушная перспектива. Эти критерии отчётливо выделяют рассматриваемое явление. Но можно ли сводить суть "Возрождение" только к ним - вопрос. А он в свою очередь сводится к сущностным определениям в диапазоне от возрождения до вырождения, а может ещё и в других диапазонах. Это весьма долгий разговор. Так что будем благодарны автору за то, что она показала нам хотя бы одну сторону этого явления, простив ей некоторые фактические огрехи. Сергей
3 69 месяцев • Ответить
Не знаю в каком контексте Гумилев отразил Возрождение как "Вырождение", но он вообще нередко ошибался, но понятие "рационализм", которым автор размахивает направо и налево, встречаю впервые. Открытие в области линейной, цветовой, воздушной и цветовой перспективы, и, равно как и пропорций, и в анатомии - это результат наблюдения, работы ума, таланта, если угодно, - всего того, что направлено на максимальное выражение чувств и мыслей мастера. Искусство - это разговор мастера с миром, облеченный в виде образов - эмоциональный и интеллектуальный вызов миру.
2 69 месяцев • Ответить
Извините, но эпоха возрождение связана не с появлением перспективы, а с ослаблением христианского тоталитаризма.
4 1 69 месяцев • Ответить
Очень точное обобщение: средневековье - жесткая диктаторская атмосфера, возрождение - всплеск свободы и высвобождение чувственности и внимание к природе. Здесь и наука подоспела, как только ее выпустили из крепости мрака. Калмыкова, с уверенностью можно сказать, как художник и философ далека от сердцевины понимания творчества, всем своим существом она - в средневековье.
3 69 месяцев • Ответить
Не надо умничать! Статья хороша, интересна. Кто может --пусть напишет лучше!
8 69 месяцев • Ответить
Спасибо! Интересная статья!
3 69 месяцев • Ответить
И статья, и комментарии интересные! Спасибо!
1 69 месяцев • Ответить
В комментариях выражена дилемма: возрождение как взлёт человеческого духа - возрождение как следствие упадка христианства ("христианского тоталитаризма"). Да всё это правда на самом деле. Только христианство не следует обижать политическими эпитетами, потому что оно не только из инквизиции и религиозных войн состоит. Упадок нравственности в Италии XIV-XVI веков несомненен. Заказчики произведений Леонардо, Микельанджело и остальных были чудовищами, как чудовищами были и меценаты того времени. Но именно этот упадок нравов позволил создавать коллекции антиков Древноего Рима, а потом и Древней Греции со всеми их прекрасными обнажёнными Афродитами и Аполлонами. Именно это упадок нравов позволил возродить античную эстетику, которую творчески переосмыслили гениальные художники, архитекторы и скульпторы, творцы Возрождения. ("Вырождение" по оценке Л.Н. Гумилёва) И отсюда, между прочим большой вопрос, какие смыслы они закладывали в свои произведения. Думается мне, он весьма далёк от приписываемого. И нечего умиляться этой эпохе и этому упадку христианского духа, якобы раскрепостившего человека. Потому что никого он не раскрепостил. "Молот ведьм", "научный трактат" по борьбе с ведьмами переиздавали потом многократно по всей Европе. Джордано Бруно сожгли в Риме в 1600 г. Религиозные войны длились весь XVI в., а потом ещё 30-летняя война. Хочется восторгаться, а если надо понимать, то нельзя. И много чего ещё тут сокрыто. Хватило бы трезвомыслия разбираться. Сергей
4 69 месяцев • Ответить
Оксане Калмыковой -- не слушать пустословов!..
1 1 69 месяцев • Ответить
Спасибо большое! Познавательно и интересно.
1 69 месяцев • Ответить
Дорогие Эмо , у меня не открывается последний номер с фото из космоса и всё остальное.
На мониторе появляется треугольник с восклицательным знаком и надписью, что моё соединение не явл. приватным.
На других сайтах такой знак не появляется.
Я уже давно читаю ваш журнал и для меня будет потерей, если я не смогу его читать.
Пожалуйста, ответьте мне.
Заранее благодарю.
69 месяцев • Ответить
Это мир прекрасного! Гении много создали для человечества! Так будьте так добры чтоб сохранить все ценности и человечество в целом!
3 69 месяцев • Ответить
Действительно! Даже не задумывалась, а сейчас вижу - разница огромная. Спасибо!
69 месяцев • Ответить
Замечательная статья, благодарю! ждем от Вас новых статей!!! Творческих Вам успехов!
2 69 месяцев • Ответить
Это очень интересно и познавательно, а характеристики развитию изобразительного искусства у каждого могут быть свои, и самое главное что они не оставляют равнодушными людей умеющих распознать в работах художников талант и ту эпоху большого искусства
2 68 месяцев • Ответить
Я далекий от искусства человек.Но что-то в этой статье невразумительное есть...Комментарии гораздо интересней..
2 62 месяца • Ответить
Жаль, что искусство Возрождения механистически рассматривается только как появление техник, ведущих к реализму. Ведь главное - это новое понимание места человека в мире, его значимости, которое появилось с развитием науки. Это главное, поэтому произошло обращение к эстетическим идеалам античности и поиск новых техник, сюжетов. Боттичелли в этом процессе один из новаторов.
46 месяцев • Ответить
Автору огромное спасибо!
46 месяцев • Ответить
Статья "содрана" из источника, указанного (что делает Оксане честь!) Оксаной Калмыковой.
В источнике к статье есть очень, на мой взгляд, объективный комментарий:
*Это статья ненаучна. Она написана плохо. Эпоха возрождения длится три века. У нее есть предпосылки, которые намного важнее рационализаторства и формообразования, особенно увлечение перспективой. У вас описан только XV век. Утверждения "это не ренессанс" - ложь, чистой воды. Утверждение "рациональный ренессанс", "рациональное искусство" -оксюмирон? Искусство по большей части иррационально, чувственно, мистично. К архитектуре еще можно было бы "приладить" этот термин, но не к эпохе Возрождения. Это в XX веке, на стыке дизайна появляется этот термин и о нем и его значении думают архитекторы. Перепишите пожалуйста. Не лишайте людей удовольствия знать об искусстве правду, не обижайте искусствоведов. Илья Насонов*
1 46 месяцев • Ответить
интересная статья, такой взгляд имеет право быть. По крайней мере упорядочивает и разъясняет историческое развитие искусства.
46 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!