В здоровом теле. Полнота в искусстве - от древних времен до наших дней

На протяжении существования человечества стандарты красоты непрерывно менялись, что находило отражение в изобразительном искусстве. А на них, в свою очередь, влияли самые разные факторы — начиная от доступности пищи и заканчивая религиозными догматами. Разбираемся, кто, когда и почему живописал людей «в теле».

Тамара Лемпицка. Розовая туника. 1927
РЕКЛАМА

Эволюция Венеры


Один из наиболее древних памятников телесности — статуэтка, обнаруженная археологами в Австрии больше ста лет назад, которая получила название Венеры Виллендорфской: ее возраст составляет около 30 тысяч лет. Для людей палеолита наиболее важными частями женского тела были те, которые гарантировали успешное размножение — полная грудь и широкий таз. Поэтому статуэтки этого периода, найденные в разных регионах, нередко обладают этими признаками. Они символизировали плодородие и выступали в качестве своеобразного оберега, защищавшего племя от вымирания.

Венера Виллендорфская. Известняк. 29-е тысячелетие до н.э. Музей естествознания. Вена, Австрия. Источник: itinari.com

С расцветом религии и философии в древнеримской и древнегреческой культурах наступил затяжной период культа атлетического телосложения. Это было связано с одной стороны с верой в то, что божества имеют человеческий облик, поэтому их тела должны быть безупречны с точки зрения пропорций. С другой стороны, сыграли роль убеждения древних философов о том, что увлечение едой и другими чувственными удовольствиями свидетельствует о болезни и неподобающем поведении. Обычно толстый персонаж в греческих комедиях Аристофана и других авторов был пьяницей, обжорой или бездельником. Хотя по современным меркам древнегреческие Венеры все еще достаточно полнотелые.

Венера Милосская Шедевры неизвестных художников

Если греки стремились уменьшить удовольствие от еды, христиане предпочитали полностью его подавить. Некоторые богословы Средневековья считали, что прием пищи отвлекает от религиозных занятий: озабоченность едой рассматривалась как путь, ведущий к худшим грехам — похоти и лени.

Брак в Кане. Сцены из жизни Христа Джотто ди Бондоне 1306, 185×200 см
РЕКЛАМА

Поэтому в средневековом искусстве долгое время отдавалось предпочтение не тронутым печатью порока худым телам. Естественно, кроме случаев, когда на картине изображались реальные личности с присущими им особенностями телосложения. Либо напротив — герои мифов или сказок, обладавшие характерными чертами внешности.

Портрет Маддалены Дони, урожд. Строцци Рафаэль Санти 1506, 63×45 см

Первый значительный прорыв в живописании полновесных персонажей произошел в период Высокого Возрождения. Повышенный интерес к античной культуре и подражание древнегреческому культу тела привел к появлению большого количества картин с прекрасной Венерой, которую традиционно изображали с ярко выраженными женственными формами — округлыми плечами и полными бедрами.

Венера, Церера и Юнона Джованни да Удине • Фреска, 1517

Тело как улика


Строго говоря, у средневековых художников было не так уж много поводов рисовать полных моделей. Долгие европейские зимы, быстро истощавшие запасы еды, регулярные эпидемии чумы и другие болезни не оставляли шансов среднестатистическому гражданину для набора лишнего веса. Неограниченный доступ к пище долгое время оставался недостижимой мечтой.

Страна лентяев Питер Брейгель Старший 1567, 51.5×78.3 см
РЕКЛАМА

Ситуация начала меняться с открытием Американского континента и внедрением в Европе таких высококалорийных и неприхотливых культур, как картофель и кукуруза. К концу 16 века также значительно ослабло давление религиозных догм и церковь начала терять безусловный авторитет в социальной и государственной жизни европейцев. Появление на картинах обнаженных персонажей стало все больше распространенным явлением, а их полнота превратилась в синоним благополучия и сытой жизни.

В начале 17-го столетия Амстердам обогнал Антверпен в статусе крупнейшего международного порта на севере Европы, а также ее главного банковского центра. Возможно, именно с этим фактором связан расцвет в Голландской республике живописи, свидетельствующей об уменьшении перебоев с полноценным питанием. Больше других прославился на этом поприще, конечно, Рубенс. Именно его творчество приводят в пример в первую очередь, когда говорят о «бодипозитиве» в классическом искусстве.

Туалет Венеры Питер Пауль Рубенс 1615, 137×111 см

Но не только изображение женского тела в его естественной форме получило индульгенцию в это время. В 1620-х годах сразу несколько европейских художников написали картины с участием Силена — древнегреческого бога, воспитавшего покровителя виноделия Диониса. Его традиционно изображали вечно веселым и пьяным, с плотно набитым закусками выдающимся животом.

Пьяный Силен Хосе де Рибера • Гравюра, 1628, 35×27.6 см

Если персонажи Рубенса пышут жизнелюбием и красотой, то у его соотечественника Рембрандта полные могут быть и бедными, и больными, и некрасивыми, что подчеркивает доступность пищи в изобилии для всех категорий населения.

Сидящая обнаженная Рембрандт Харменс ван Рейн 1631, 17.6×16 см

Одновременно с тем, как росло благосостояние среднего европейца, постепенно люди в теле становились героями картин все большего числа художников. Среди импрессионистов они встречаются у Ренуара, Дега и прочих.
Эдгар Дега. Женщина, в

После купания Пьер Огюст Ренуар • Живопись, 1900

На протяжении долгого времени крупное телосложение не было чем-то знаковым или символичным в искусстве и рассматривалось всего лишь как часть отображения действительности.

В течение около четырех столетий, примерно между 1500 и 1900 годами, солидный вес и объем тела, как для мужчин, так и для женщин, считался привлекательным. В зависимости от страны и века этот стандарт несколько варьировался, но в целом считалось не только красивым, но и естественным выглядеть полным.

Купчиха, пьющая чай Борис Михайлович Кустодиев • Живопись, 1923, 81×99 см

Женщина в красном фартуке Филипп Андреевич Малявин • Живопись, 1900-е

Тело как протест


Когда доступность еды окончательно перестала быть показателем статуса в индустриальном обществе, постепенно начал формироваться новый идеал красоты — стройное и подтянутое тело. Лишь некоторые редкие художники 20-го века исследовали на своих картинах телесность во всех ее проявлениях, а современники часто находили их картины вызывающими и даже отвратительными.

Сидящая обнаженная с рубашкой Амедео Модильяни 1917, 92×67.5 см

Британский художник Люсьен Фрейд писал обнаженных людей обоего пола любой комплекции, словно изучая все вариации физического проявления человека. Но одними из самых знаменитых его работ стали картины, для которых ему позировала социальная работница Сью Тилли весом 127 кг. Полотна с «Большой Сью» бьют рекорды на аукционах: «Социальная смотрительница спит II» (1995) в 2015 году продана на Christie’s за 56,1 млн долларов.

Социальный смотритель спит Люсьен Фрейд 1995, 219×314.2 см

Некоторые современные художники сделали изображение полных людей своим фирменным стилем или частью идеологии. Французская художница и скульптор Ники де Сен-Фалль, выступавшая против стереотипных представлений о роли женщины в обществе, одной из форм протеста выбрала создание в 1960-х годах серии скульптур под общим названием «Нана». Масштабные фигуры из стеклопластика, ярко расписанные акриловыми красками, изображали полную жизнерадостную женщину в различных танцевальных и акробатических позах.

Нана Ники де Сен Фалль XX век

Фернандо Ботеро, один из наиболее известных современных художников Латинской Америки, пишет исключительно полных людей и зверей. Однако он утверждает, что его персонажи не толстые, а «объемные». «Я не рисую полных женщин. Никто не верит мне, но это правда. То, что я рисую — объемно. Когда я пишу натюрморт, я также делаю его объемным. То же самое касается животных и пейзажей, — говорит он. — Кого бы я ни писал — женщину, мужчину, собаку или лошадь, — я всегда делаю это с идеей объема, а не потому, что одержим толстяками».

Семейная сцена Фернандо Ботеро • Живопись, 1969, 210×194.5 см

К концу прошлого века индустрия моды довела стремление показывать на подиумах и обложках журналов исключительно экстремально худых моделей до такого абсурда, что маятник неминуемо качнулся в обратную сторону. Все больше и больше людей стало заявлять о своем праве не вписываться в узкие модельные рамки. Но еще в 1994 году, когда в лондонской галерее Саатчи впервые показали триптих «Стратегия» британской художницы Дженни Сэвилл, в прессе появилось много негативных отзывов из-за «чрезмерного» объема и веса модели.

Дженни Сэвилл. Стратегия, 1994. Холст, масло, на трех панелях. Источник: artnews.com

Сэвилл подчеркивает, что в фокусе ее внимания вовсе не была полнота ее подруги, которая позировала для картины. «Я попросила ее стать моделью, потому что считала ее красивой, — отмечает художница. — Я не представляла себе, что изображение вызовет такую реакцию. Но меня очень тронуло количество людей, которые написали мне, что моя картина стала первым разом, когда они увидели на холсте кого-то похожего на себя».

Автор: Наталья Азаренко
Источник: artchive.ru
Поделись
с друзьями!
770
9
5
17 месяцев
РЕКЛАМА
Неоднозначные портреты!
Хороший портной прячет недостатки тела своих клиентов, а здесь их выпячивают!
Вопрос - с какой целью? И не приводит-ли демонстрация такой живописи к отрицательной реакции смотрящих?
Неоднозначная живопись!
Русские живописцы предпочитали изображать одетых женщин и мужчин, или вообще, писали - природу! С чего-бы это? Не задумывались?
Средневековые и древнегреческие скульпторы и художники отображали красоту человеческого тела, а не его изъяны!
Нана Неке де Сен Фалль, её произведения Вам не напоминают - ЛГБТ шествие?
В шестидесятых ЛГБТ еще не было, но маленький шажок уже был сделан! Кому-то видимо понравилось!
12 6 17 месяцев • Ответить
Модели 20-го века очень отёчны (и никакой полноты нет), поэтому следовало обследовать на наличие хронических заболеваний почек и других органов.
7 1 17 месяцев • Ответить
Венеру Милосскую жалко. Узнаю кто оторвал руки - тому оторву ноги.
8 2 17 месяцев • Ответить
это тренд (направление) такое, оправдывать обжорство и лень человеческую. Хотя бывают случаи болезненного состояния. Но, как мне кажется, искусство должно подавать ориентиры к стремлению к лучшему (в данном случае анатомии человеческой). Бывает, конечно и отображения реализма, но в таком случае за чем оголять недостатки? К примеру африканские племена минимально используют одежду, но это их естественное положение в рамках их общественного понимания. Когда как в большинстве северного общества принято (в силу общественного мнения) скрывать свое тело одеждой.
7 2 17 месяцев • Ответить
Им на-рать на идеалы к которым должно стремиться искусство и человечество, главное - прославиться и создать на себя любимых спрос!
И чем ниже показатель духовного развития общества, тем для них лучше!
7 2 17 месяцев • Ответить
анонимно
как
Запрещено: оскорбления в любой форме, мат и ссылки на внешние ресурсы. Пожалуйста, будьте добрее и терпеливее к другим людям.
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!