Зеркала с секретами на картинах известных художников. От странного - до страшного

Если хочешь пощекотать нервы, как следует развлечься и испугаться, загляни в зеркало. Это знают девушки, гадающие в ночь перед Крещением. Это знают те, кто читал «Светлану» Жуковского. Это знал Пушкин, который в последний момент решил смилостивиться над Татьяной Лариной и читателем, и отменил жуткое гадание на зеркалах. Там граница между жизнью и смертью, правдой и ложью, реальностью и иллюзией. Мы не испугались и выбрали 7 необычных живописных зеркал, в которые стоит вглядеться повнимательнее. Это такие зеркала, которые дают больше вопросов, чем ответов. Которые защищают свои секреты. От взгляда на которые делается неуютно. Но иногда — и радостно.

Картины по мотивам баллады Василия Жуковского "Светлана". Слева: картина Карла Брюллова "Гадающая Светлана" (1836, Нижегородский государственный художественный музей). Справа: картина Александра Новоскольцева "Светлана" (1889, Вольский краеведческий музей, Саратовская область).

Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне…
И я — при мысли о Светлане
Мне стало страшно — так и быть…
С Татьяной нам не ворожить.
(А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Глава V)

Гости в зеркале ван Эйка


Конечно, в этом обзоре не обойтись без одной из самых известных и самых загадочных картин в мире — «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка.

Портрет четы Арнольфини. Ян ван Эйк, 1434, 82×60 см

Эта картина переполнена деталями, которые наверняка были понятны заказчику картины и его современникам, но вызывают противоречивые толкования спустя столетия. Одна из таких деталей — зеркало в глубине комнаты, украшенное медальонами с изображением Страстей Христовых. Слева (со стороны мужчины) события медальона изображают эпизоды, имевшие место до смерти Христа, справа же (со стороны жены) — то, что было после смерти. Это аргумент в пользу теории о том, что портрет был заказан ван Эйку безутешным супругом в память о покойной жене. С другой стороны, само зеркало — символ Богородицы и непорочности невесты: аргумент в пользу того, что потрет свадебный (или же купец Джованни ди Николао Арнольфини захотел, чтобы посмертный портрет его супруги был исполнен в виде сцены бракосочетания).

Зеркало отражает двух входящих в комнату мужчин. Один из них, человек в синем, может быть автопортретом ван Эйка. Не зря же именно над зеркалом художник написал: «Johannes van eyck fuit hic», что обычно переводят как «Ян ван Эйк был здесь» (прочтение этой фразы и её перевод тоже имеет несколько версий).

Зеркало на картине "Портрет четы Арнольфини"

и подпись автора картины над ним

Вероятно, с этой картиной был знаком Диего Веласкес: она ещё с 1530 года входила в испанскую королевскую коллекцию, а Веласкес был придворным художником. И под её влияем создал свой шедевр с зеркалом и отражённой в нём парой.

Королевская чета в зеркале Веласкеса


«Менины» Веласкеса — ещё одна картина с множеством неизвестных. На кого смотрит художник — на нас или на вошедших в комнату короля и королеву? О чём, кроме того, что ему понравился ван Эйк, он говорит нам с помощью этого зеркала? Он приглашает и нас войти внутрь картины? Или показывает, что в жизни всё расплывчато, иллюзорно, а вот то, что вывел своей кистью на полотне великий Веласкес, гораздо реальнее отражения в зеркале? «В чем сила, брат?» — «В искусстве.»

Менины. Диего Веласкес, 1656, 318×276 см

Самый главный вопрос: что за картину пишет Веласкес? Возможно, король и королева не просто заглянули в мастерскую к художнику (хотя могло быть и такое — художника и Филиппа IV связывала не только служба, но и дружба), а для того, чтобы позировать: в зеркале они на фоне драпировка — готовый портрет . Кстати, висит зеркало среди картин, запросто можно перепутать, а это снова подталкивает к мысли об иллюзорности всего, в том числе границы между иллюзией и реальностью. Но парного портрета королевской четы в наследии Веласкеса нет. Зато он писал их по одному, так что мы может разглядеть тех, чьи лица в зеркале очень расплывчаты. Просто листайте вправо.

Менины. Фрагмент. Портрет Филиппа IV и Марианны Австрийской в зеркале Диего Веласкес

Ещё один нечёткий портрет в веласкесовском зеркале


Скажем прямо, в этой этой картине есть, чем полюбоваться. Но вдобавок к зрелищу зрители требуют ещё и фактов. Хочется знать, кто эта женщина, которая пленила Веласкес настолько, что он выступил в несвойственном ему жанре ню. Очевидно, сам художник предпочитал оставить это в тайне: отражение в зеркале крайне неразборчиво — лица не разглядеть. Более того, исследование картины показало, что изначально голова героини была чуть сильнее повёрнута влево и был виден нос женщины. Но художник отказался от этой идеи — возможно, опасаясь того, что так изображённая может быть опознана. Ну, или того, что мы будем недостаточно сильно заинтригованы.

Спрашивается, зачем он тогда вообще вводил в картину зеркало. Тут всё просто: писать обычных женщин обнажёнными в ту пору было немыслимо, быть без одежды могли только богини, а зеркало мгновенно превращает любую женщину с картины в богиню, потому что оно — традиционный атрибут Венеры.

Венера перед зеркалом, Диего Веласкес, 1651, 122×177 см

Есть подозрение, что эта же женщина присутствует и на картине Веласкеса «Пряхи» — уже одетая, но снова без лица.


У биографов Веласкеса есть одно предположение. Что во время своего второго путешествия по Италии живописец, состоявший в законном браке, завёл роман с юной римской художницей по имени Фламиния Трива (Flaminia Triva). По другой версии, её звали Фламиния Триунфи (Flaminia Triunfi) — это имя в связи с Веласкесом упоминает Антонио Паломино, автор сборника биографий живописцев Испании «Музей живописи и оптическая шкала», эдакий испанский Вазари. Так вот, Веласкес будто бы завёл роман, написал коллегу обнажённой, уехал (и никогда больше не посетил Италию), а она родила от него сына Антонио.

А у Босха с зеркалом что-то не то...


Дело происходит в аду, то есть на правой створке триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Вместо зеркала красавице предложена задница монстра. За что она отбывает тут свой срок? Возможно, её грех — похоть, а её внешнее сходство с Евой с левой створки триптиха совсем не случайно.

Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Фрагмент Иероним Босх Живопись, 1500-е

Не исключена также гордыня. Именно с помощью зеркала, предоставляемого нечистью, этот грех проиллюстрирован в приписываемой Босху работе «Семь смертных грехов и четыре последние вещи». Глаза девушки закрыты: может, она при жизни злоупотребляла самолюбованием, а теперь не хочет вечно смотреться в зеркало?

В «Саде…» Босха зашифрованы многие популярные поcловицы (да, Брейгель не первый стал развлекаться иллюстрированием народных выражений, часто крепких). И эта сцена может быть визуализацией пословицы «Если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта», доходчиво предупреждающей о наказании за гордыню.

Гордыня. Семь смертных грехов и Четыре последние вещи. Фрагмент Иероним Босх Живопись, 1485

Чертовщина у Мане


Неправильное, невозможное, необъяснимое — не редкость на картинах Эдуара Мане. При этом никогда нельзя сказать точно — художник ошибся или так задумал. Например, когда допустил возмутительное соседство на столе устриц и кофе и то ли отправил плескаться в реке женщину-великана, то ли нарочно сжал перспективу. Но в картине «Бар в Фоли-Бержер» ошибается, врёт и/или запутывает будто бы уже и не сам Мане, а зеркало в золотой раме, на фоне которого стоит девушка в бархатном платье. Да-да, весь этот шум и гам, с выпивающими зрителями и летающими в воздухе гимнастами, не у неё за спиной, а у нас.

А в этом зеркале бутылки стоят не на том месте стола, где они стоят в реальности (будем считать таковой передний план картины). И это зеркало изрядно полнит девушку: со спины она выглядит слишком массивной. Ладно, зеркало, которое полнит, не фокус: такие и сейчас можно встретить в каждой второй примерочной универмага. Но девушка из отражения наклонилась к мужчине и, может, даже разговаривает, флиртует с ним. Тогда как девушка из реальности переднего плана стоит ровно, смотрит безучастно.
Художник не сообщил, что хотел сказать. А мы в этой зеркальной неразберихе вольны видеть свое. Отключившуюся на секунду от всей этой пошловатой суеты барменшу (с таким, как у неё взглядом, в кино мёртвые смотрят на своё бездыханное тело со стороны и осознают что-то важное, вот и она — будто отделилась на мгновение от своей рутинной роли, услышала тишину в эпицентре шумной вечеринки). Или же посетителя, у которого всё плывёт перед глазами от увеселений, шампанского с пивом, а может, и от неброской, но бесспорной красоты героини.

Бар в Фоли-Бержер. Эдуар Мане, 1882, 97×130 см

Магриттовское зеркало с багами


Скрывать человеческие лица — излюбленный приём Магритта: вспомните, хоть «Сына человеческого», хоть «Влюблённых». Когда Эдвард Джеймс, британский миллионер, покровитель сюрреалистов, заказал Магритту два своих портрета, художник прибег к проверенному методу: на одном он изобразил заказчика со светящейся лампой на месте лица, на другом — перед зеркалом, которое вместо лица воспроизводит затылок.

Воспроизведение запрещено. Рене Магритт 1937, 81.3×65 см

Картину «Воспроизведение запрещено» Магритт написал, опираясь на фото, которое сделал сам — в том же 1937 году в лондонском особняке Эдварда Джеймса: на снимке Джеймс стоит перед принадлежащей ему картиной Магритта «На пороге свободы».


А теперь, хоть воспроизведение и запрещено, картину Магритта с «неисправным» зеркалом воспроизводят кинорежиссёры, когда хотят вызвать у зрителя тревогу от непонимания происходящего и неуверенности в том, что реально, а что нет. В этом видео мы приводим примеры фильмов, цитирующих картину Магритта (также в ролике имеются и другие зеркала)

Entertainment

Дружеский жест Серова
Генриетта Гиршман считала, что этот её портрет своей композиционной игрой с зеркалами перекликается с картиной Веласкеса «Менины» (Серов Веласкеса любил и даже копировал). Современный зритель найдёт повод сравнить этот портрет и с картиной Магритта: смотрите, в зеркале, что за спиной Генриетты Леопольдовны, отражается вовсе не её затылок, а лицо! Зеркальное отражение зеркального отражения.

Но мы сейчас о другом. Взгляните в нижний правый угол зеркала с этого полотна: здесь прямое доказательство того что угрюмый, нелюдимый, неразговорчивый Серов, чьи портреты часто называли злыми, умел быть добрым и остроумным, не ко всем, но ко многим своим моделям относился с симпатией. Игорь Грабарь, написавший биографию Серова, утверждал, что Валентин Александрович был очень расположен к Генриетте Гиршман, «находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек, и очень симпатичной».


— Помню, как с обычной для него иронической улыбкой он благодарил меня за долготерпение, работа над портретом продолжалась полтора года — и указал на сюрприз: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет ! (из воспоминаний Генриетты Гиршман)

Автор: Наталья Кандаурова
Источник: artchive.ru
Поделись
с друзьями!
224
0
2
1 день

Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы

Что подразумевается под термином «трансгуманизм» и к чему он может привести: станут ли реальностью вечное счастье, бессмертие и неограниченные возможности человека? На эти и некоторые другие вопросы мы попытаемся дать ответ в нашей статье.


Что такое трансгуманизм?



Трансгуманизм является современным философским движением, основанном на предположении, что человек – это не заключительное звено эволюции, и, следовательно, он способен совершенствоваться до бесконечности. Сторонники этого движения уверены, что вполне реально устранить такие вещи как смерть и старение, многократно повысить физический и умственный потенциал. Для этого необходимо сосредоточить все силы на изучении научных достижений, перспектив и потенциальных опасностей технологий, науки, творчества и прочих способов, благодаря которым можно будет ступить за пределы фундаментальных возможностей человека. Появилось это философское движение в середине 20 века, и его история достаточно интересна. Рассказывать обо всем мы не будем, а укажем лишь на основные вехи.

Краткая история трансгуманизма


Корни термина «трансгуманизм» тянутся к давним временам. Первым, кто его употребил, был итальянский мыслитель, поэт и богослов Данте Алигьери (произведение «Божественная комедия»). Однако более современный смысл, который нам и нужен, это понятие приобрело лишь в 1957 году. Тогда известный эволюционист и биолог Джулиан Хаксли говорил о трансгуманизме, как о стремлении человека к самосовершенствованию с целью овладения новыми способностями и навыками (можете почитать его эссе «Новые бутылки для нового вина»). Но заметим, что еще в 1927 году в книге «Религия без апокалипсиса» Хаксли тоже употреблял этот термин.

Позже, в 1966 году ирано-американский футурист Ферейдун М. Эсфендиари (известен также под именем FM-2030) говорил о трансгуманистах, как о людях с особым мировоззрением и ведущих своеобразный стиль жизни, который направлен на самосовершенствование. Трансгуманисты, согласно ему, применяют новейшие научные и технические достижения, чтобы перейти к «постчеловеку» – существу с принципиально новыми возможностями (понятия «трансгуманизм» и «постчеловечество» часто употребляются совместно).

В 1980-х годах трансгуманизм уже стали понимать в значении, разнящемся с тем, что давал Хаксли. Его последователи были не теми, кто стремится стать более совершенными людьми, но теми, кто вообще не предполагает людьми оставаться. Трансгуманизм начал толковаться, как стремление к прекращению человеческой формы бытия и его замене новой формой существования. Сегодня многие трансгуманисты называют себя «Transhuman», чтобы не отождествляться с гуманизмом.

В 1988 году трансгуманизм начал еще больше набирать обороты. Вышел первый выпуск журнала «Extropy Magazine»,создателями которого стали два лидера движения – Max More и T. O. Morrow. Четыре году спустя они же основали Институт Экстропии, что послужило толчком к объединению разрозненных групп трансгуманистов. В итоге упомянутый выше Max More дал определение трансгуманизма, которое мы используем сегодня.

Трансгуманизм стал интеллектуальным и культурным движением, подтверждающим целесообразность и возможность фундаментального улучшения жизненных условий человека через использование прикладных технологий. Особое внимание здесь уделяется разработке и обеспечению доступности технологий, позволяющих устранить старение и повысить психологический, физический и интеллектуальный потенциал человека.


Философия трансгуманизма: цели, задачи и проблемы


Основная цель трансгуманизма состоит в постоянном совершенствовании человеческого существа, для чего применяются инновационные технологии и другие методы. Но для успеха в достижении этой цели необходимо решать ряд конкретных задач:
  • Всячески способствовать техническому прогрессу

  • Изучать и внедрять научные и технические достижения

  • Устранять любые опасности и проблемы (в том числе и нравственные), мешающие внедрению инноваций

  • Использовать научно-технический прогресс для расширения свободы каждого человека

  • Искать новые способы отдаления (в идеале – полного устранения) старения и смерти, чтобы человек мог сам решать, когда ему умереть и умирать ли вообще

  • Всячески противостоять организациям и учениям, цели которых противоречат целям трансгуманизма (сюда относятся разные формы антипрогрессизма и антимодернизма, такие как традиционализм, религиозный фундаментализм, радикальный энвайронментализм – полный отказ от технического прогресса и т.д.)



Сторонники трансгуманизма всеми силами радеют за разработку новых технологий. К основным направлениям, требующим внимания и развития, они относят:

  • Информационные технологии

  • Биоинженерию

  • Генную инженерию

  • Нанотехнологии

  • Искусственный интеллект

  • Крионику (если просто – заморозка человека для разморозки (оживления) в будущем)

  • Загрузку сознания в память компьютера

  • Репродуктивные технологии

  • Клонирование

  • Создание ноотропов и средств повышения производительности

  • Создание средств для борьбы против страданий (антидепрессантов, энтактогенов, анальгетиков, анксиолитиков и т.д.)

  • Создание экзоскелета

  • Создание изолированного мозга

  • Пластическую хирургию

  • Экзортекс (если просто – внешняя система обработки данных для усиления интеллекта)


Большинство трансгуманистов уверены, что благодаря техническому прогрессу уже в 2050 году появится возможность создания постчеловека со сверхспособностями. Для этого сейчас все силы брошены на разработки в области молекулярных нанотехнологий, генной инженерии, нейропротезирования, нейрофармацевтики и прямых интерфейсов по схеме «компьютер – мозг». Кстати, по мнению трансгуманистов, благодаря тому, что скорость развития и реализации технологий становится все выше, не за горами время, когда важнейшие открытия будут совершаться практически одновременно, т.е. наступит эпоха технологической сингулярности. Что же касается конкретно проблем (или угроз), связанных с научно-техническим прогрессом и решаемых в рамках трансгуманистической философии, то к ним относятся следующие:
  • Генетическое дробление

  • Недостижимость

  • Презрение к плоти

  • Высокомерие

  • Угроза нравственности

  • Угроза демократии

  • Упрощение личности

  • Дегуманизация

  • Социальное дробление

  • Угроза существованию


Эти проблемы часто связываются не с прогрессом науки и техники или его последствиями, а с явлением трансгуманизма как мировоззрения. Противники трансгуманизма приводят в качестве аргумента против движения нерешенность этих проблем. Некоторые трансгуманисты стараются решить часть вышеназванных проблем, оперируя выводом из главного принципа трансгуманизма, который гласит, что человек обязан развиваться и подниматься по ступеням эволюции, используя любые возможные способы. А с учетом того, что эволюция предполагает выживание сильнейшего, получается, что с позиции трансгуманизма, любой, кто не эволюционирует, должен «освободить» место (жизненное пространство, ресурсы) для «новых» людей.

Но большинство трансгуманистов совершенно не разделяют такую позицию, считая, что развитие технологий (в особенности нанотехнологий) обеспечит человечество избытком жизненного пространства и ресурсов, которых хватит всем – и людям, и транслюдям, и постлюдям. Естественно, проблемы трансгуманизма, как и само это явление, не могли и не могут восприниматься всеми людьми однозначно, и есть огромное количество противников движения. Поэтому вокруг него ведутся оживленные (и даже ожесточенные) споры.

«За» и «против» трансгуманизма


Перспективы модификации человека стали причиной множества дискуссий и споров не только среди обычных людей, но, как и следовало ожидать, и в научных кругах. Например, американский писатель, философ и политолог Фрэнсис Фукуяма воспринял трансгуманизм, как самую опасную в мире идею. В целом же критика трансгуманизма и того, что он предлагает, представлена двумя основными формами (нередко они дополняют друг друга):

«Практическая» форма (возражения на тему достижимости трансгуманистических целей)

«Этическая» форма (возражения на тему мировоззрения и нравственных убеждений сторонников трансгуманизма и самих трансгуманистов)

Зачастую критики рассматривают цели трансгуманизма в качестве серьезной угрозы для общечеловеческих ценностей, социальных программ, гражданских свобод и прав. Несмотря на это, подобная критика лишена объективных оснований, ведь практически все трансгуманисты:

  • Поддерживают социальные программы, направленные на улучшение образовательной системы и развитие информационных технологий

  • Защищают личные свободы человека

  • Укрепляют традиции демократии

  • Поддерживают разработки по реализации технологий, способных решить проблемы экологического кризиса и бедности, улучшить качество жизни человека и т.д.



  • Помимо этого, проблема трансгуманизма рассматривается и как проблема выбора в направлении, по которому человек будет совершенствоваться. Если, например, религия предлагает использовать для этого свободную волю и последовательные усилия, то трансгуманизм подразумевает вмешательства на физическом уровне. Некоторые критики трансгуманизма проводят параллели между ним и евгеникой, гласящей, что сильные должны развиваться, а слабые – уничтожаться. Здесь критики указывают на то, что трансгуманизм отнимает у человека саму человечность, а также предполагает, что доступны новые технологии будут лишь элите общества, а остальные станут их рабочей силой или подопытными.

    Другие критики сопоставляют гуманизм, трансгуманизм и постгуманизм. Главным предметом споров является вопрос о том, следует ли считать трансгуманизм ответвлением постгуманизма. К примеру, консервативные, христианские и прогрессивные критики считают трансгуманизм активной формой постгуманизма. Они указывают на то, что сходство двух этих течений состоит в создании нового вида разумного существа, который способен заменить человека, а значит, начать довлеть над ним и вообще уничтожить или полностью подчинить своей воле. Более резкие выпады в сторону трансгуманизма можно найти в фантастических фильмах и художественных произведениях, хотя в них зачастую рисуются некие воображаемые реальности, нежели анализируются существующие проблемы и делаются попытки их решения.

    Разбирать все «за» и «против» трансгуманизма можно и с других позиций, но мы не ставили перед собой задачу провести полноценное исследование этого вопроса, а хотели лишь дать пищу для размышлений и донести, что перспективы, которые может предложить трансгуманизм, на самом деле неоднозначны, и о них стоит задуматься. В Сети можно отыскать множество видео на тему того, какие опасности таит в себе это философское движение.
    Принимать или не принимать идеи трансгуманизма – личный выбор каждого. Но в любом случае необходимо смотреть на него через призму реалий нашего времени.

    Резюме


    Трансгуманизм, пусть и подвергается всевозможной критике и неоднозначным оценкам, представляет собой набирающее популярность международное интеллектуальное, культурное и идеологическое движение, поддерживающее применение научного знания и технологических возможностей. Его цель – усовершенствовать человеческую анатомию и познавательные способности. Как ни крути, цель эта призвана нести добро, ведь в перспективе люди смогут избежать тягот старения и заболеваний, причем рассматриваются они вовсе не как нечто неизбежное.

    Идеология этого движения говорит, что люди через различные трансформации и модификации могут стать сверхлюдьми с поистине фантастическими возможностями и способностями, и в итоге превратиться в постлюдей. Но есть и оборотная сторона этой медали – одновременно с воплощением идеалистических идей, трансгуманизм может привести и к осуществлению самых опасных замыслов в мире. И знакомая всем нам поговорка «Благими намерениями вымощена дорога в ад» подходит здесь как нельзя кстати.

    Как вы помните, в начале статьи мы говорили о Джулиане Хаксли. Не многие знают, но его братом был знаменитый английский писатель и философ Олдос Хаксли, написавший роман-антиутопию «О дивный новый мир». В нем автор описывает потребительское и разделенное на касты общество будущего. Эта тема нам близка, поэтому и мы можем задать вопрос: каким станет наш мир через несколько десятков лет, если идеи трансгуманизма будут воплощены? Будет ли человек счастлив? Будет ли он обладать неисчерпаемым потенциалом или же станет винтиком в антиутопическом обществе?

    Часто постчеловечество понимается как не-человечество. Но не станет ли это причиной конфликтов и еще более ужасных войн между «старыми» и «новыми» людьми? Хотелось бы надеяться, что этого не произойдет, и новейшие достижения и возможности науки приведут наших потомков (а может и нас с вами) к жизни в обществе, где царствует мир и добро, где решаются проблемы с болезнями, старением, смертью, где возможности человека огромны, но используются лишь во благо. Пусть это будет общество, глядя на которое мы сможем без угрызений совести сказать, что действительно счастливы в этом дивном новом мире.

    Автор: Кирилл Ногалес
Источник: 4BRAIN
Поделись
с друзьями!
144
8
8
1 день

Как рождаются кристаллы: завораживающий ролик

Авторы проекта Cristallisation2 делают удивительные таймлапсы одного из самых завораживающих процессов в природе — образования кристаллов солей. Новые видео и макроснимки можно найти на сайте Beauty of Science


Ян Линг, автор популярного проекта Beautiful Chemistry, вернулся с новой творческой задачей: показать, как красивы химические и физические процессы, если за ними наблюдать с помощью хорошей камеры. Crystallization2 — только часть более обширного проекта, посвященного огромному разнообразию зрелищ, которые может подарить нам неживая природа.

Science & Technology

При кристаллизации происходит переход вещества из одной термодинамической фазы в другую. Для того, чтобы началась кристаллизация вещества из раствора, нужно достижение раствором определенных условий — температуры, давления или насыщенности. Запустить процесс можно, если раствор охладить (или нагреть — в зависимости от индивидуальных свойств веществ) или выпарить растворитель. Сначала в системе практически одновременно возникает множество центров кристаллизации — монокристаллов. При соприкосновении молекулы вещества ассоциируются с монокристаллами, и его грани растут.


Кристаллизация возможна не только из растворов. При определенных условиях кристаллы образуются из газов, расплавов и даже стекла.

Поделись
с друзьями!
144
0
5 дней

Что ели, чем торговали и как жили индейцы до Колумба. Факты против стереотипов

Из-за приключенческих фильмов, умильных цитат в интернете и книг, написанных колонизаторами во времена активной колонизации, средние представления европейца о коренных жителях Америки довольно стереотипны. Даже понимая, что Южная и Северная Америки отличались друг от друга историей, многие очень смутно представляют себе, как именно выглядели эти отличия. Кажется, на юге ели картошку и кукурузу, а на севере — дичь…


Земледельцы на юге и охотники на севере


Многие сельскохозяйственные культуры пришли в Европу именно из нынешней Латинской Америки. Это кукуруза, картофель, помидоры, тыква и некоторые другие овощи. Но сельским хозяйством занимались не только жители Южной и Центральной Америк. Индейцы Великих Озёр (территория нынешней Канады) питались в основном дикорастущим рисом, собирая его по озёрным берегам и болотам. Причём риса росло так много, что его удавалось обменивать на что-то полезное во время торговых встреч с другими племенами.

Картина Майкла Дудаша.

Несмотря на стереотипы, до знакомства с европейцами главной едой для жителей нынешнего Перу были не картошка и кукуруза, а фасоль, богатая не только сытным крахмалом, но и белком. Фасоль считалась настолько важной, что узорами из фасоли расписывали лица самых почитаемых богов.

Часть индейцев Северной Америки жила осёдло и выращивала тыкву и подсолнечники, не считая кукурузы и фасоли. Подсолнечное масло очень ценилось племенами Северной Америки как средство для укладки волос, оно было важной статьёй торговли между осёдлыми индейцами и кочевыми племенами прерий и лесов. А на территории Калифорнии очень важным продуктом были жёлуди. Из них добывалась мука, которую смешивали с мукой из злаков, чтобы печь хлеб.

Картина Альберта Бирнштадта.

При этом вовсе не обязательно те культуры, в которых активно занимались сельским хозяйством, владели плодородными землями. Многие территории были или каменисты и засушливы, или заболочены. Индейцам приходилось прикладывать смекалку, чтобы выращивать себе еду, и серьёзно вмешиваться в экосистемы. Например, они устраивали сложную систему террас с полями и огородами на склонах гор или вылепливали из илистой грязи искусственные острова среди озёр, чтобы было, куда сажать овощи.

У индейцев знали государственность только три народа


Когда говорят о доколумбовой государственности в Америке, вспоминают три империи: ацтеков, майя и инков. Но на самом деле кроме этих стран в Америке существовало ещё много государств поменьше размером. Одни из них оказались в конце концов завоёваны более сильными соседями, другим удавалось годами или веками отстаивать свою самостоятельность.

Картина Карла Бодмера

Свои государства были, например, у тольтеков, моче или народа, который называют анасази — он создал богатый город-государство, в которым стояли многоэтажные дома и от которого к вассальным деревням шли широкие прямые дороги. Этот город разорился, потому что индейцы-анасази разорили всю окружающую природы. Увы, но гармония с природой и бережное отношение к её ресурсам — тоже только стереотип. Каждое племя брало от окружающей природы всё, что только получалось.

Другой популярный стереотип — что все индейцы вне великих империй жили или в типи (вигвамах), или в шалашах. Дома для всей семьи строили, например, ирокезы, пауни и арикара. Представители культуры, которую позже назвали Меса-Верде, построили в скалах гигантский дворец на всё своё пятитысячное племя. Строили дома в горах индейцы культур хохокам и могольон.

Так выглядели дома и пакет, и арикара.

Притом племя могло быть оседлым и не знать домов, продолжая устанавливать вигвамы, как их кочевые предки. Так было с индейцами оджибве, большая часть которых жила селениями на одном месте и выращивала кукурузу и другие овощи.

В индейском племени все друг друга уважали и до европейцев не знали пьянства и наркомании


Если начинать обсуждение пороков с наркотиков, то вернее будет сказать, что у большинства индейских племён употребление наркотиков строго регулировалось — допускалось только по праздникам, или только во время обрядов, связанных с рождением, смертью или инициацией. Также более свободным было употребление наркотиков для представителей духовенства (шаманов и жрецов) — им требовалось вовремя связываться с духами или богами, чтобы узнать ответ на актуальные вопросы. И это не были вопросы о смысле жизни. В основном шаманы и жрецы пытались понять, какой день лучше всего для того, чтобы напасть на соседей, или сколько людей надо принести в жертву, чтобы боги прекратили засуху.

Практически все индейцы знали наркотические вещества. Чаще всего их употребляли шаманы и жрецы. Картина Чарльза Фризелла.

Все поселения и государства, знавшие сельское хозяйство, умели готовить алкогольные напитки разной крепости, от слабой браги до чего-то вроде крепкого пива из кукурузы. У иных народов употребление алкоголя тоже строго ограничивалось праздниками и ритуалами, но в некоторых племенах было нормально выпивать сразу, как только появится такая возможность. Алкогольные напитки готовили не только из злаков и ягод, но даже из бобов какао!

Что касается уважения друг к другу, то, во-первых, практически все индейцы знали, что такое рабство (у кочевых индейцев рабами обычно становились захваченные дети и женщины и единственным шансом вырваться из рабства было кому-то приглянуться настолько, чтобы тебя взяли в жёны, мужья или сыновья). Во-вторых, у многих индейцев все женщины, кроме жриц и шаманок, были в рабском положении, и дело не в том, что они не имели права голосовать. Они обязаны были терпеть любое обращение, делать любую работу и таскать на себе грузы, включая оружие мужа. Старух в таких племенах считали обузой.

У большинства индейцев уважение друг к другу не считалось обязательным вне узкого кружка воинов. Но и воины часто завидовали и враждовали.

Генетический анализ показывает также, что индейцы постоянно, поколениями, продавали (или отдавали за выкуп) своих или захваченных женщин в жёны и наложницы друг другу. Одни и те же материнские генетические маркеры можно найти в США, Мексике и Перу.

Индейцы лечили все болезни магией


Магические ритуалы были важной частью индейской медицины, касалось ли это развитых империй со сложной чиновной системой и социальной политикой или самых примитивных племён. В то же время, индейцы надеялись и на лечение травами, хирургию и даже антибиотики, если вести речь о государстве инков. Собственно говоря, то, что инки знали пенициллин и дало им возможность поднять хирургию до высот, недоступных обнаружившим их европейцам. Кроме того, ацтеки применяли обезболивающее во время родов.


Кроме того, многие индейцы практиковали те или иные способы контроля рождаемости, и далеко не всегда речь идёт об инфантициде или вытравливании плода. У кочевых северных племён обязанность избегать зачатия ложилась на плечи мужчин, и именно его попрекали, если женщина рожала ребёнка до того, как предыдушему исполнилось четыре-пять лет. Оседлые индейцы пользовались предотвращающими зачатие травами — по крайней мере, те, кому эти травы были доступны. Только в одном индейском государстве были строго запрещены аборты — у инков.

Кстати, о жертвоприношениях. Именно благодаря распространённости наркотиков у инков были самые гуманные жертвоприношения. Обычно в жертву выбирались красивые дети. Но их не резали на глазах у всех, а давали одурманивающее зелье. Бессознательного ребёнка уносили высоко в горы, и он замерзал там, не успев ничего почувствовать. Так что жертвоприношение не обязательно означало пытки или моря крови.
Источник: kulturologia.ru
Поделись
с друзьями!
553
7
45
8 дней

Притча о дружбе двух рыцарей

Мудрая итальянская притча о друзьях-рыцарях и клятве верности.


В одном царстве дружили два рыцаря: один — разумный, другой — глупый. Дали они друг другу клятву верности, что никто не оставит другого ни в беде, ни в счастье и всё, что наживёт, разделит поровну с другом.

И было в этом царстве два города. И говорили люди, что тем, кто доберётся в первый город, будет подарено в избытке сокровищ, а тем, кто доберётся до второго города, грозит смерть. В первый город вела трудная опасная дорога, и уже в начале пути стояло множество воинов, с которыми нужно было сразиться, чтобы пробить себе дорогу к городу. Во второй город вела прямая дорога, удобная для путников, и уже в начале пути трое рыцарей любезно встречали путников и потчевали их едой и вином.

Разумный рыцарь уговаривал своего друга идти по тяжёлому пути в первый город к неведомым богатствам, но друг, видя, как начинаются обе дороги, сказал, что он предпочитает верить своим глазам, а не слухам и пойдёт по той дороге, где их так приветливо встречают рыцари.

Разумный рыцарь вспомнил свои клятвы верности и сказал:

— Я не допущу, чтобы ты шёл один, и пойду с тобой.

Встретив на пути всевозможные услады для тела и души, оба рыцаря пришли во второй город, где их связали и привели к судье, который, приговорив их к смерти, дал каждому слово для оправдания.

И тогда разумный стал обвинять своего друга, который, несмотря на все предостережения, выбрал неправильный путь, а он, разумный, должен был следовать за своим другом из-за данной клятвы верности.

Когда дали слово глупому, он тоже стал обвинять своего разумного друга:

— Если бы мой разумный друг не последовал за мной, а держался дороги, по которой первоначально хотел идти, я бы непременно воротился и пошёл вместе с ним из-за клятвы верности, которую ему дал!

Их обоих казнили. Умного - за то, что легко поддался неразумию друга, а глупого - за то, что не поверил словам своего умного друга.
Поделись
с друзьями!
546
27
8 дней

Как изменился мир за 100 лет: фотографии до и после

Мир, безусловно, меняется, это неоспоримая истина. Однако эти самые изменения сложно заметить, если все время куда-то спешить — на работу, встречу, в магазин или домой — и никогда не останавливаться. Но если и при внезапной остановке ничего не происходит, есть проверенный способ. Попробуйте вспомнить место из детства, где вы любили бывать, и отправляйтесь туда. Там вы точно убедитесь, как быстро летит время. А пока на примере фотографий «до и после» из разных стран мира мы покажем, как все изменилось за целый век.


Дорога «Seljestadjuvet», Одда, Норвегия, 1887 - 2014



Рисстад, Норвегия, 1888 - 2013



Ледник Юстедальсбреен, Норвегия, 1889 - 2010



Повозка и паровоз, Мон-Сен-Мишель, Франция, 1908 - 2016



Pavillon Nation, Париж, Франция, 1900 - 2017



Пивной ресторан Хофбройхаус, Мюнхен, Германия, 1910 - 2017



Мулен Руж, Париж, Франция, 1900 - 2016



Quai Des Nations, Париж, Франция, 1900 - 2017



Новомейская улица, Лодзь, Польша, 1874 - 2016



Припять, Украина, 1986 - 2016



Эйфелева башня, Париж, Франция, 1910 - 2016



Недалеко от Познань, Польша, 1936 - 2017



Варменхёйзен, Нидерланды, 1950 - 2016



Здание султана Абдул-Самада, Малайзия, 1941 - 2016



Мост Kłodny, Польша, 1900 - 2013



Львов, Украина, 1943 - 2017



Мост Нотр-Дам, Франция, 1910 - 2017



Хаммерфест, Норвегия, 1889 - 2004



Церковь Святых Гервасия и Протасия, Франция, 1918 — 2017



Улица Рентфортер, Германия, 1945 - 2017



Познань, Польша, 1945 - 2017



Потес, Испания, 1914-1919 и 2018 годы



Уппсальский собор, Швеция, 1931 и 2020 годы



Понте ди Риальто, Венеция, Италия, 1925 и 2018 годы



Храм Сатурна, Рим, Италия, 1925 и 2016 годы



Пуэнте-Нуэво, Испания, 1914-1916 и 2019 годы



Карлов мост, Прага, Чешская Республика, 1941 и 2020 годы


Источник: 4tololo.ru
Поделись
с друзьями!
743
5
8 дней

Майские стихи

Небольшая подборка чудесных майских стихов.


Синий май


Синий май. Заревая теплынь.
Не прозвякнет кольцо у калитки.
Липким запахом веет полынь.
Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна
Вместе с рамами в тонкие шторы
Вяжет взбалмошная луна
На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,
Но чиста. Я с собой на досуге…
В этот вечер вся жизнь мне мила,
Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый».

Только я в эту цветь, в эту гладь,
Под тальянку веселого мая,
Ничего не могу пожелать,
Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю — приди и явись,
Все явись, в чем есть боль и отрада…
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.

Сергей Есенин


Май


Так нежно небо зацвело,
А майский день уж тихо тает,
И только тусклое стекло
Пожаром запада блистает.

К нему прильнув из полутьмы,
В минутном млеет позлащеньи
Тот мир, которым были мы...
Иль будем, в вечном превращеньи?

И разлучить не можешь глаз
Ты с пыльно-зыбкой позолотой,
Но в гамму вечера влилась
Она тоскующею нотой

Над миром, что, златим огнем,
Сейчас умрет, не понимая,
Что счастье искрилось не в нем,
А в золотом обмане мая,

Что безвозвратно синева,
Его златившая, поблекла...
Что только зарево едва
Коробит розовые стекла.

Иннокентий Анненский


Май


Бледный вечер весны и задумчив и тих,
Зарумянен вечерней зарею,
Грустно в окна глядит; и слагается стих,
И теснится мечта за мечтою.

Что-то грустно душе, что-то сердцу больней,
Иль взгрустнулося мне о бывалом?
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Там, за душной чертою столичных громад,
На степях светозарной природы,
Звонко птицы поют, и плывет аромат,
И журчат сладкоструйные воды.

И дрожит под росою душистых полей
Бледный ландыш склоненным бокалом,-
Это май-баловник, это май-чародей
Веет свежим своим опахалом.

Дорогая моя! Если б встретиться нам
В звучном празднике юного мая —
И сиренью дышать, и внимать соловьям,
Мир любви и страстей обнимая!

О, как счастлив бы стал я любовью твоей,
Сколько грез в моем сердце усталом
Этот май-баловник, этот май-чародей
Разбудил бы своим опахалом!..

Константин Фофанов
Поделись
с друзьями!
457
1
22
12 дней
Уважаемый посетитель!

Показ рекламы - единственный способ получения дохода проектом EmoSurf.

Наш сайт не перегружен рекламными блоками (у нас их отрисовывается всего 2 в мобильной версии и 3 в настольной).

Мы очень Вас просим внести наш сайт в белый список вашего блокировщика рекламы, это позволит проекту существовать дальше и дарить вам интересный, познавательный и развлекательный контент!